Срок административного задержания: порядок и особенности, исключения и куда жаловаться при незаконных действиях

Административное принуждение

Административное задержание входит в перечень мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (иными словами, в список возможных мер принуждения). Этот перечень является исчерпывающим:

  • доставление;
  • задержание;
  • досмотр личный и (или) личных вещей;
  • отстранение от управления автомобилем;
  • освидетельствование, в том числе медицинское, на предмет выявления состояния опьянения;
  • запрет деятельности;
  • задержание транспортного средства;
  • привод;
  • выдворение за пределы РФ (применяется в отношении иностранных граждан и лиц  без гражданства при совершении ими правонарушений).

В этой статье мы расскажем об особенностях административного задержания гражданина.

Задержание полицией: основания, порядок процедуры, сроки и особенности

Задержание гражданина полицией – случай нередкий. Согласно российскому законодательству, сотрудник правоохранительных органов имеет право удерживать любого человека в случае, когда на это имеются определенные основания. Но зачастую сами задержанные лица не считают, что они нарушили какой-либо закон, и пытаются доказать, что их задержали незаконно.

Давайте разберемся, как, когда и при каких обстоятельствах полицейский имеет право задержать гражданина, а когда это является превышением его полномочий.

Задержание – это мероприятие, проводимое служащими правоохранительных органов, в результате которого гражданин лишается возможности свободно перемещаться, а полицейский получает возможность принудительно доставить его в органы власти.

Так кто же имеет право задерживать гражданина? Проводить задержание может любой уполномоченный сотрудник полиции, в данном случае он обязан доставить задержанного в правоохранительные органы в кратчайшее время.

Кроме того, задерживать гражданина имеют право представители автоинспекции и охранного подразделения, судебные приставы, сотрудники организаций наркоконтроля и пограничных служб.

Оснований для задержания гражданина более чем достаточно, в результате даже одного из них полицейский может задержать человека и доставить его в отдел полиции для дальнейшего разбирательства.

Все они закреплены в пункте 2 статьи 14 Федерального закона «О полиции».

Вот некоторые из них:

  • подозрение в участии в преступлении;
  • постановление суда о том, что гражданин должен быть заключен под стражу;
  • необходимость оформления протокола об административном правонарушении;
  • уклонение от наказания в виде ареста;
  • розыск лица;
  • ведение административного производства;
  • уклонение от исполнения назначенных судом медицинских либо воспитательных принудительных мер;
  • нарушение комендантского часа;
  • незаконное пребывание на охраняемых объектах;
  • попытка самоубийства;
  • наличие выраженных расстройств психического характера, представляющих опасность для окружающих;
  • необходимость депортации лица в государство, гражданином которого оно является.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrighten-GB

При отсутствии какого-либо из этих оснований для задержания полицией это действие будет расцениваться как незаконное.

Процедура задержания гражданина сотрудником полиции имеет определенный порядок, следование которому обеспечивает законность этого мероприятия.

Срок административного задержания, порядок и особенности задержания, кого нельзя задержать и куда жаловаться при незаконном задержании

Он включает в себя конкретные действия:

  • обозначить свою должность, звание, фамилию, объяснить, с какой целью обращается к гражданину, показать удостоверение по требованию, предъявить его в развернутом виде и дать время на ознакомление (сотрудник полиции не должен передавать его в руки);
  • объяснить мотивы задержания, разъяснить права, в том числе на отказ от объяснений, помощь юриста, уведомление родных, а также на переводчика, если он необходим;
  • составить протокол задержания;
  • предоставить пятиминутный телефонный звонок родственникам, работодателю, по месту учебы или адвокату не позднее 3 часов с момента задержания.

Очень важно, особенно если задержание произошло без повода, знать свои права:

  1. Быть поставленным в известность о причине задержания.
  2. На сообщение о своих правах и обязанностях.
  3. На использование медпомощи в случае ее необходимости.
  4. Рассмотреть протокол, потребовать его копию, отказаться от его подписания и предоставления показаний и даже имеете право внести свои коррективы в протокол.
  5. На оспаривание противоправного поведения сотрудников, принимавших участие в данном задержании.
  6. На оповещение ближайших родственников о текущем положении дел, а также руководителей в сфере основной деятельности и личного адвоката.
  7. На любые условия, указанные в законе, в том числе о сроках задержания, а также на отсутствие жестокого обращения.

Чтобы ситуация не осложнилась еще больше, при задержании и доставке в участок необходимо установить связь со своими родными, описать им свое положение и местонахождение. Лучшим вариантом будет, если они имеют понятие, к кому и куда обращаться в этом случае (адвокат, юрист и т.д.)

Важно! В качестве «профилактики» стоит иметь при себе всегда хоть какие-то документы. И если оригинал паспорта могут отнять, то его копия позволит избежать задержания по установке личности.

  1. По прибытии в пункт доставки задержанного гражданина будет создан протокол.
  2. С ним необходимо внимательно ознакомиться, сравнить данные с действительным положением дел.
  3. Эта бумага будет в любом случае заверена понятыми, а присутствие подписи задержанного не признает его вины.
  4. Стоит лишь дописать об отказе от показаний до переговоров с личным адвокатом и просьбу о рассмотрении данного дела по месту жительства.
  5. Ксерокопию протокола должны предоставить задержанному, иначе стоит добавить в приписку к протоколу и данный факт.

Несовершеннолетние граждане также могут быть задержаны полицией при наличии оснований для этого.

Ребенок может быть задержан за следующие действия:

  • попрошайничество;
  • употребление алкоголя либо наркотических веществ;
  • общественно опасное поведение, которое может причинить вред окружающим или ему самому;
  • беспризорность и безнадзорность;
  • нарушение закона.

При задержании несовершеннолетнего человека сотрудник полиции обязан немедленно уведомить его родителей, опекунов или других законных представителей об этом, сообщить, в какое отделение будет доставлен задержанный.

Несовершеннолетнего могут задержать до выяснения личности, если он был остановлен полицией на улице, а документов у него не оказалось. Также ребенок может быть задержан в случае, когда он находится в общественных местах после 23.00 без сопровождения взрослых, при этих условиях он считается беспризорным и может быть доставлен в отделение.

Внимание! Обыскивать несовершеннолетнего гражданина служащий органов не имеет права, можно провести и оформить досмотр только в том случае, если задержанный дал на это свое согласие. Обязательно оформляется протокол, в котором указывается все, что было показано на досмотре. Незамедлительному изъятию подлежат только орудия совершения преступных действий.

Для подростков особенно важно знать, что делать, если их задержала полиция.

Во время задержания необходимо вести себя корректно:

  • не паниковать;
  • не пререкаться с полицейским;
  • если не было предъявлено удостоверение, стоит вежливо попросить об этом;
  • спросить причину, по которой сотрудник к вам обратился;
  • если необходимо ехать в отделение, нужно спокойно проследовать туда с полицейским;
  • не предпринимать попыток к бегству или сопротивлению;
  • сообщить контактные данные родителей и дожидаться их приезда.

Важно! Необходимо внимательно читать то, что дают для подписания, в том числе протоколы досмотра.

Несовершеннолетний также имеет право на адвоката, о чем ему обязательно должно быть сообщено во время задержания.

Срок административного задержания, порядок и особенности задержания, кого нельзя задержать и куда жаловаться при незаконном задержании

Статья 27.5 КоАП РФ гласит, что гражданин может быть задержан, в зависимости от причины этого задержания, на следующие сроки:

  1. 3 часа. Если задержанный был в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических веществ, он может быть задержан не более чем на 3 часа с момента его доставки в отделение полиции или вытрезвитель.
  2. 48 часов. Если задержанный нарушил пограничный режим, условия нахождения на территории Российской Федерации, любые территориальные или морские границы, а также в случае потребности в выяснении обстоятельств происшествия или установления личности, если задержанный является фигурантом дела об административном правонарушении, срок задержания ограничивается двумя сутками.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsen-GB

При подозрении в совершении преступления гражданин, согласно УПК РФ, может быть задержан на следующее время:

  1. 48 часов со времени непосредственного ограничения возможности передвижения (до вынесения решения суда).
  2. 72 часа после вынесения решения суда о продлении срока с датой и временем, до которого ограничение свободы продляется.

Спустя 5 суток с момента задержания и определения задержанного в места ограничения свободы гражданина должны отпустить в том случае, когда подозрение не нашло доказательного подтверждения, либо заключить под стражу в связи с избранием судом этой меры пресечения или другого способа ограничения выбора и свободы.

Возможно ли сократить сроки задержания? Да, если вы уже вызвали адвоката и ведете себя достойно — не пререкаясь, не оскорбляя полицейских и, будучи абсолютно уверенным в своей невиновности, спокойно рассказываете о своем алиби.

Заключение

Задержание полицией является не самой приятной процедурой для любого человека, даже если оно происходит в связи с обыденными ситуациями (например, необходимость установления личности), однако важно понимать, что и гражданин, и сотрудник полиции должны действовать в рамках закона.

Не стоит сопротивляться, перечить и пытаться скрыться от сотрудников полиции, этим можно лишь усугубить ситуацию. Если вы ни в чем не виноваты и произошло недоразумение, просто посодействуйте расследованию полицейских, это значительно сократит срок вашего пребывания в отделении.

Еще по теме  Образец срочного трудового договора по совместительству - порядок заключения

Срок административного задержания, порядок и особенности задержания, кого нельзя задержать и куда жаловаться при незаконном задержании

Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Административное задержание вправе осуществлять:

  • должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;
  • старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;
  • должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;
  • должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
  • должностные лица таможенных органов — при выявлении нарушений таможенных правил;
  • военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3 КоАП (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы), КоАП (передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания), а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;
  • должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых указанные органы составляют протоколы об административных правонарушениях;
  • должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 КоАП (нарушение правового режима контртеррористической операции);
  • судебные приставы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.26 (нарушение сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений), 17.3 (неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов), 17.8 (воспрепятствование законной деятельности судебного пристава), 17.8.1 (незаконное использование слов «судебный пристав», «пристав» и образованных на их основе словосочетаний), 17.9 (заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод), 17.14 (нарушение законодательства об исполнительном производстве), 17.15 (неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера), 17.16 (клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава), частями 1 (неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП) и 4 (уклонение от отбывания обязательных работ) статьи 20.25 КоАП, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда).

Кто не может быть задержан

В одной из статей КОАП РФ указан четкий перечень тех должностных лиц, которые наделены особыми полномочиями. Так, из содержания ч. 1 ст. 27.3 КОАП РФ следует, что правами ограничить свободу обладают:

  • полицейские – по тем делам, которые входят в их компетенцию. Это неповиновение требованиям, мелкое хулиганство, появление в пьяном виде в общественном месте, хищение и т.д.;
  • руководитель отряда служащих национальных гвардии или ведомственной охраны – в делах, касающихся причинения ущерба охраняемому объекту. Так, при выявлении хищения имущества с ведомственных складов или при проникновении постороннего на охраняемую зону старший отряда вправе осуществить задержание в рамках КОАП РФ;
  • должностные лица пограничных органов – по делам о нарушении законодательства о пересечении Государственной границы РФ;
  • должностные лица таможенного органа – в случае, когда установлено нарушение таможенных правил ввоза и вывоза предметов;
  • судебные приставы – в отношении лиц, совершивших правонарушения особого характера, связанного с установленным судебным порядком – к примеру, неисполнение распоряжения судьи, воспрепятствование принудительному исполнению и т.д.

Обратите внимание, что конкретно название должности лица, уполномоченного производить задержание, в законе не отражено, но есть отсылка к законодательным актам исполнительной власти – именно в них перечень конкретных должностных лиц имеется: к примеру, Приказ МВД России 2012г. «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов и административному задержанию»; Приказ ФТС России от 2014 г. (регламентированы полномочия таможенников) и т.п.

Такой неприкосновенностью обладают:

  • Президент РФ (как действующий, так и прекративший свои полномочия по любому основанию);
  • члены Совета Федерации;
  • депутаты ГосДумы РФ, а также депутаты Думы на областном и городском уровне;
  • судьи любого уровня (мирового, районного, арбитражного и т.д.);
  • прокуроры;
  • уполномоченный по правам человека;
  • иностранные граждане, обладающие дипломатической неприкосновенностью (при наличии подтверждения: например, дипломатического паспорта);
  • некоторые другие.

В отношении одних из перечисленных лиц задержание не может быть применено ни при каких обстоятельствах (к примеру, Президент), а в отношении других такая административная мера может быть применена только в случае, когда лицо застигнуто на месте преступления и имеется разрешение от соответствующего органа.

Процедура задержания

Порядок действий должностных лиц и процедура оформления протокола регулируется в Регламентах, принятых отдельными законодательными актами. К примеру, действия инспекторов ГИБДД должны соответствовать Административному регламенту МВД № 664, который начал действовать только с 20.10.2017. Ранее более 7 лет (с 2009 года) действовал Приказ № 185, который в настоящее время утратил силу.

Срок административного задержания, порядок и особенности задержания, кого нельзя задержать и куда жаловаться при незаконном задержании

Общий порядок административного задержания должен быть таким:

  1. сотрудник правоохранительных органов представляется, объявляет, в связи с чем производит задержание – вид правонарушения, причина;
  2. человек доставляется в отдел полиции, до этого может быть произведен личный досмотр и досмотр транспорта;
  3. составляется протокол;
  4. гражданин помещается в камеру, после чего доставляется в суд, где признается виновным либо невиновным постановлением суда;
  5. постановление можно обжаловать в апелляционном порядке в течение 10 дней со дня вручения его копии.

Обязанности должностного лица и права гражданина

Права человека, которого подвергли задержанию, и обязанности должностного лица тесно пересекаются. Так, согласно закону «О полиции», сотрудники правоохранительных органов обязаны:

  • обращаясь к гражданину, назвать свои должность, звание, свою фамилию, сообщить причину обращения. По просьбе гражданина полицейский обязан предъявить служебное удостоверение. Необходимо отметить, что в последнее время соблюдение такой обязанности сотрудниками практически всегда выполняется, что нельзя было констатировать несколько лет назад.
  • сообщить о причинах и основаниях принудительных мероприятий;
  • разъяснить право на юридическую помощь, на переводчика, право на отказ от дачи каких-либо пояснений (ст. 51 Конституции РФ), право на уведомление своих родственников о произошедшем.

Лицо, которого подвергли административному ограничению свободы, вправе:

  • знать о правонарушении, в связи с которым его задержали – не только номер статьи КОАП РФ, но и суть;
  • просить об уведомлении родственников, близких, работодателя, защитника об административном задержании;
  • требовать о вручении ему копии протокола (без такой инициативе должностное лицо может и не выдать копию, поскольку такой обязанности без просьбы задержанного у него нет);
  • требовать о проведении проверки прокуратурой законности действий полиции по ограничению свободы. Заявление такого характера может быть как в письменной, так и в устной форме, озвучивается составившему протокол сотруднику, который обязан незамедлительно сообщить о подобном требовании прокурору района, который принимает решение о проверке;
  • обжаловать любые действия представителей правоохранительных органов.

Законодатель не называет конкретных сроков, в течение которых должно произойти уведомление родственников о задержании – оно должно быть «кратчайшими». Из этого следует, что сообщение близким лицам должно происходить любым быстрым способом связи – посредством телефона, факса, телеграммы и т.д.

Также не регламентировано, каких именно родственников должен уведомлять сотрудник правоохранительных органов и сколько их вообще может быть. Предполагается, что всех, которые были названы гражданином – ведь проверить, насколько перечисленные люди являются близкими и являются ли они родственниками вообще, в кратчайшие сроки практически невозможно. Все эти особенности на практике решаются в зависимости от индивидуальной ситуации.

Еще по теме  Устав автономной некоммерческой организации , 2020, 2019 - Учредительные договоры, уставы - Образцы и бланки договоров

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressen-GB

Если обеспечительная мера применяется в отношении несовершеннолетнего, то его родители или опекуны уведомляются всегда, вне зависимости, поступила об этом просьба или нет.

Кроме того, всегда обязаны сообщать об инциденте руководителю государственной организации, когда задержанный в ней числится сотрудником.

Протокол

Это основной документ, в котором отражены наиболее значимые данные о правонарушителе и причинах применения обеспечительной меры. Правильное составление протокола является основой законности последующего решения о признании виновным в совершении правонарушения и назначении ему соответствующего наказания. В протоколе об административном задержании должно быть указано:

  1. дата, место его составления. В большинстве случаев таким местом является помещение отдела полиции или муниципального органа.
  2. ФИО лица, который составил протокол, а также его должность.
  3. ФИО задержанного, его адрес проживания. Не является обязательным, но иногда заносится в документ информация о месте работы и должности (например, когда мера принуждения применена к должностному лицу). Все эти сведения могут заноситься в протокол на основании представленных документов, удостоверяющих личность, а также со слов очевидцев, свидетелей, родственников.
  4. мотивы применения этой меры принуждения – то есть, те основания, по которым должностное лицо приняло решение о задержании человека (своевременное рассмотрение дела или исполнение постановления). Без указания обоснованного мотива протокол может быть признан незаконным.
  5. время административного задержания (с точностью до минут).
  6. отметка об уведомлении родственников.
  7. отметка, удостоверяющая разъяснение гражданину, а также присутствующим понятым их прав и обязанностей.
  8. объяснение гражданина об обстоятельствах совершения правонарушения – здесь указывается все, что он сочтет относящимся к делу. От объяснения можно отказаться, используя право, предусмотренное ст. 51 Конституции РФ, указав свое несогласие с задержанием.
  9. другие важные сведения: о личном досмотре, о состоянии опьянения, о предоставлении адвоката, о состоянии здоровья и т.д.
  10. замечания к протоколу, если они имеются. При прочтении информации, которая занесена в документы, в некоторых случаях правонарушитель может найти несоответствия (например, неправильно указано время, место и т.д.), о чем сделать письменное замечание. Также в графе «замечания» можно отразить возможных свидетелей, которых желал бы опросить задержанный.
  11. подписи должностного лица и гражданина. Принуждение задержанного к тому, чтобы он подписал протокол, противоречит закону и недопустимо. В то же время, если имеется отказ от подписи, это фиксируется должностным лицом, ставится отметка «от подписи отказался».

ПРОТОКОЛ 00AA11111
об административном задержании

 «12 ноября 2017г.              «22» час. «50» мин.                                                                      г. Самара

(дата и время составления)                                                                                                                         (место составления)

                                 Я, ИДПС ГИБДД УВД г. Самары старший лейтенант полиции Миронов Е.П.

(должность, специальное звание, подразделение, фамилия, инициалы должностного лица, составившего протокол)

                          составил настоящий протокол об административном задержании гражданина                    Зубова                   Анатолия                           Владимировича                12.12.1990    г.р., г. Самара                                              

 (фамилия)                              (имя)                                                     (отчество при наличии)                     (дата и место рождения)

проживающего по адресу: г. Самара, ул. Мельникова, д. 3, кв. 4, телефон: 8928888888

(адрес проживания, телефон при наличии)

работающего инженером в ООО «Строитель», г. Самара, ул.Профсоюзная,д. 34,литер А,

(наименование и адрес местонахождения организации, телефон, должность)

Который             доставлен в «22» час. «30» мин. «12» ноября 2017г.

 ИДПС ГИБДД УВД г. Самары старшим лейтенантом полиции Мироновым Е.П

(должность, специальное звание, подразделение, фамилия, инициалы должностного лица, доставившего гражданина),

 в отдел полиции  УМВД России по городу Самара______________

 (наименование территориального органа МВД России).

 Основание задержания (ненужное зачеркнуть): для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренного указать часть, статью КОАП РФ ст. 19.3 КОАП РФ; исполнения постановления по делу об административном правонарушении на основании статьи 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Задержанному разъяснены права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 51 Конституции Российской Федерации.

В присутствии понятых, которым разъяснены их права и обязанности, предусмотренные статьей 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях/с применением видеозаписи(ненужное зачеркнуть)

  1. ФамилияМашковаимяМарияотчествоВладимировна(при наличии), адрес места жительства г. Самара, ул. Летняя, д. 8, телефон 8902222222222
  2. ФамилияИвановимяПавелотчествоДмитриевич(при наличии), адрес места жительства г. Самара, ул. Летняя, д. 9, телефон 890333333333

осуществлен личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортного средства, изъяты вещи, документы(ненужное зачеркнуть):.

_________________________________________________________________________ (сведения о виде, количестве, идентификационных признаках вещей, в том _________________________________________________________________________ числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных _________________________________________________________________________ идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боеприпасов, о виде и реквизитах документов, информация о применении фото-, киносъемки, видеозаписи, иных способов фиксации вещественных доказательств, сведения об упаковке, печати).

 К протоколу прилагается: —————————————(ничего не изъято)

 Объяснения и замечания задержанногоС задержанием не согласен, прошу вызвать адвоката

 По просьбе задержанного о факте задержания и месте его нахождения уведомлены:

В 22 часа 40 минут 12 ноября 2017 года посредством телефонной связи мать Зубова П.Р., в 22 часа 44 минуты посредством телефонной связи адвокат филиала Адвокатской коллегии Ленинского района г. Самары Попов Г.Р.

(родственники, администрация по месту работы (учебы), защитник (адвокат); при задержании несовершеннолетнего обязательно уведомляются родители  или законные представители, дата, время, способ уведомления (номер телефона, адрес)

Заявления и замечания, сделанные при задержании и досмотре: не поступили(указать кем и какие) Подпись задержанного: от подписи отказался

 (подпись задержанного лица либо запись об отказе от подписания протокола)

 Подпись должностного лица, составившего протокол: Миронов Е.П.__________

Копию протокола получил:  Зубов А.В.(вручается задержанному лицу по его просьбе, подпись задержанного лица)

                  Подписи понятых: 1.Машкова М.В.__________ 2.Иванов П.Д._______

                                                                     (подпись, фамилия, инициалы)                            (подпись, фамилия, инициалы)

 Задержание прекращено «___»___________20___г., в «__» час.»___» мин. 

Как видно из представленного образца, к моменту задержания уже должен быть составлен протокол об административном нарушении – именно в нем указываются обстоятельства совершения проступка. В протоколе задержания подробную информацию о содеянном не вносят, указывая лишь статью КОАП РФ, по которой привлекается гражданин.

Отсутствие в графах таких важных моментов, как разъяснение прав, причины задержания, несообщение о случившемся адвокату при наличии соответствующего заявления – безусловные основания для признания документа незаконным. Кроме того, в протоколе правильно должно быть указано время, поскольку несоблюдение сроков ограничения свободы является грубым нарушением конституционных прав человека.

Куда жаловаться

Если вы считаете, что задержаны незаконно, необходимо обжаловать действия полицейских:

  • руководителю отдела полиции или начальнику ГИБДД по области. Насколько результативной будет такая жалоба, сказать трудно. Исходя из практики, начальство может наказать подчиненного, но все же чаще гражданину приходят ответы об отсутствии в действиях сотрудника полиции каких-либо нарушений. Чтобы не терять время на рассмотрение обращения с вероятно отрицательным итогом, лучше просить помощи в других ведомствах;
  • в суд. Довольно действенный метод восстановления своих нарушенных прав. Судебная практика показывает, что нередко задержанные добиваются признания незаконными действий должностных лиц. Вместе с тем, наблюдается нежелание граждан участвовать в каких-либо судебных разбирательствах, поэтому случаев обращения в порядке судебного производства немного. Причина может быть и в общем недоверии населения к судебной системе;
  • в прокуратуру. Согласно ст. 22 Федерального закона РФ «О прокуратуре РФ», прокурор района вправе собственным постановлением немедленно освободить лиц, подвергнутых незаконному задержанию и помещению в камеру в том случае, если основанием для этого было решение несудебного органа (то есть полиции). Путь обращения в прокуратуру является наиболее предпочтительным, поскольку исключает участие в судебном заседании, освобождает заявителя от предоставления каких-либо доказательств – сотрудник прокуратуры самостоятельно проведет полную проверку.

Основания для административного задержания

Административное задержание представляет собой ограничение закрепленных в Конституции РФ прав гражданина на личную свободу и свободу передвижения.

Еще по теме  Виза в Мексику для россиян: какие есть виды виз и порядок их оформления для въезда

Поэтому эта мера применяется в отдельных случаях:

  • с целью предотвращения возможного преступления;
  • для возможности рассмотрения дела в установленный срок;
  • для составления административного протокола;
  • с целью исполнения вынесенного решения суда.

По закону нельзя задержать гражданина, совершившего правонарушение, если наказанием за деяние являются штраф или устное предупреждение. Полицейский может ограничить свободу гражданина для оформления протокола, если это невозможно сделать на месте совершения проступка.

Должностное лицо, имеющее право на осуществление административного задержания, определяется характером совершенного правонарушения. Например, если гражданин уличен в мелком хулиганстве или в нетрезвом состоянии появился в общественном месте, задержать нарушителя должен сотрудник полиции.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Если было установлено хищение имущества с ведомственного склада, задержание осуществляет руководитель специального охранного отряда или подразделения национальной гвардии. Закон разрешает задержать гражданина, проникшего на охраняемую зону, без необходимых на это прав и полномочий.

Среди наиболее распространенных административных правонарушений — незаконное пересечение границы Российской Федерации и нарушение таможенных процедур. В первом случае задержание выполняют должностные лица пограничной службы, а во втором — таможенной.

Особая ситуация — административный арест за нарушение судебного порядка. Осуществляя контроль над исполнением постановления судьи, приставы имеют право задержать осужденного. Происходит это в отношении тех лиц, которые уклоняются от исполнения постановления или препятствуют проведению необходимых процедур.

Закон не устанавливает строгого соответствия между должностными лицами того или иного ведомства и областью правонарушений, где они могут применять административный арест. Имеют место отсылки к другим нормативным актам, в частности, к приказу МВД «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов и административному задержанию».

Таблица сроков административного задержания.

Гражданина можно лишить свободы на срок от 3 до 48 часов. Верхний предел превышать нельзя. Столь длительное удерживание человека применяется при особо тяжких правонарушениях. К таковым, например, относится нарушение государственной границы или режима пребывания в РФ. Представители соответствующих органов могут задерживать граждан за нарушение закона в особых зонах страны, например, во внутренних водах или на континентальном шельфе.

Лишиться свободы на 2 суток могут также лица, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении. Задержание осуществляется, если судья вынес постановление, предусматривающее в качестве наказания лишение свободы.

К числу спорных вопросов законодательства относится проблема определения выхода из наркотического или алкогольного опьянения.

Срок административного задержания, порядок и особенности задержания, кого нельзя задержать и куда жаловаться при незаконном задержании

По закону срок задержания начинается с момента вытрезвления, но при этом не указаны критерии такого состояния и способы определения.

На практике сотрудники полиции выжидают 6 часов, пока задержанный придет в состояние адекватно воспринимать происходящее. Но порядок применения этого принципа никак не регламентируется, что вызывает сомнения в его законности.

Формально нарушение порядка при задержании является основанием для освобождения гражданина, поэтому важно тщательно следить за действиями сотрудника органа правопорядка. Ситуация осложняется тем, что процессуального единства в проведении задержания нет. Каждое ведомство руководствуется собственными нормативными актами.

Однако можно выделить обязательные процедурные элементы, которые должны соблюдаться при применении данной меры. Во-первых, сотрудник правоохранительного органа обязан представиться и разъяснить, в силу каких обстоятельств он производит задержание. После этого происходит доставление лица в полицию. При необходимости может быть произведен осмотр личных вещей гражданина.

По результатам допроса и обыска составляется протокол. Задержанный направляется в камеру предварительного заключения, после чего препровождается в суд, где рассматривается его дело. Следующий этап зависит от принятого судьей решения. Если оно было обвинительным, осужденный может в десятидневный срок с момента получения копии постановления обжаловать его в вышестоящей инстанции.

Внимательно читайте протокол об административном задержании прежде чем его подписать.

Срок административного задержания, порядок и особенности задержания, кого нельзя задержать и куда жаловаться при незаконном задержании

В основе законности дальнейших процедур лежит правильно составленный протокол об административном задержании. Во многих случаях на основании сведений, зафиксированных в этом документе, судья выносит решение. Поэтому содержащаяся в нем информация должна быть точной, полной и достоверной.

https://www.youtube.com/watch?v=ytabouten-GB

Стандартные формы протокола разработаны ведомствами, сотрудники которых могут проводить задержание. Следует различать протокол об административном задержании и протокол об административном правонарушении.

В последнем фиксируется информация о совершенном деянии и его обстоятельствах. В протоколе о задержании эти сведения не дублируются. Полицейский указывает статью КоАП, согласно которой задерживает гражданина.

Протокол об административном задержании считается действительным, если в нем указаны:

  • место составления документа и точная дата;
  • ФИО сотрудника ведомства, составившего документ, а также его должность;
  • имя задержанного и адрес его проживания (в некоторых случаях в документе фиксируют место работы и должность гражданина на основании документальных подтверждений);
  • обоснование мотивов ограничения свободы гражданина;
  • время проведения задержания с точностью до минут;
  • отметка об уведомлении родственников о задержании;
  • пояснения задерживаемого о совершенном им правонарушении;
  • сведения о психологическом и физическом состоянии гражданина на момент задержания;
  • замечания задержанного о содержании протокола (может удостоверить правильность внесенных в него сведений или выразить протест, а также указать свидетелей, которых можно опросить в ходе судебного разбирательства);
  • подписи составителя протокола и задержанного (только добровольная; принуждение к подписанию документа не допускается).

При отсутствии одного из этих элементов судья может признать незаконным факт задержания гражданина. Исключение — отказ лица подписать документ. Об этом делается отметка в протоколе.

Особенно внимательно суд относится к указанию точного времени ареста, так как без этой информации невозможно установить верхний предел пребывания задержанного в камере.

Основанием для признания протокола недействительным может стать отсутствие сообщения о случившемся родственникам или адвокату и разъяснения причин ограничения свободы гражданина.

В этих случаях речь идет о нарушении конституционного права человека на свободу, и к сотруднику полиции могут быть применены санкции.

Если Вас задержали старайтесь сохранять спокойствие.

Административное задержание не может быть применено к отдельным категориям лиц. В первую очередь, это высшие должностные лица РФ: президент и члены правительства. Представители органов законодательной власти (депутаты Государственной думы и сенаторы Совета Федерации) и судьи всех уровней тоже обладают неприкосновенностью.

Меры по ограничению свободы не подлежат применению в отношении прокуроров и уполномоченных по правам человека. Иностранцы — обладатели дипломатического паспорта — не могут быть арестованы. При этом полной неприкосновенностью обладает лишь президент. К остальным перечисленным категориям данная административная мера может быть применена при выполнении некоторых условий.

Во-первых, такое лицо нужно застать на месте преступления. Во-вторых, уполномоченный орган должен дать письменное разрешение на задержание. Например, если речь идет о нарушении закона омбудсменом, то необходимый документ может выдать Госдума.

Права гражданина, задержанного в административном порядке, определяются Конституцией РФ. Так как никто не может лишиться свободы в произвольном порядке, гражданин вправе требовать от сотрудника полиции разъяснения, на основании чего к нему применяется такая мера. Сообщения о номере статьи кодекса будет недостаточно: гражданин имеет право знать содержание обвинения.

Срок административного задержания, порядок и особенности задержания, кого нельзя задержать и куда жаловаться при незаконном задержании

Гражданин может потребовать от полицейского сообщить о произошедшем его родственникам и адвокату (при наличии). Задержанному следует воспользоваться законным правом на получение копии протокола: сотрудники правоохранительных органов не обязаны предоставлять этот документ, если гражданин сам не потребовал.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseen-GB

Важным правом гражданина является требование о проведении прокурорской проверки. Оно заявляется во время задержания в устной или письменной форме. По закону полицейский не может проигнорировать такое требование и должен незамедлительно сообщить в прокуратуру. Поскольку это соблюдается далеко не всегда, лучше подстраховаться и направить письменное прошение.

Административное задержание – это мера процессуального обеспечения, которая направлена на содействие расследованию административного правонарушения. О порядке применения задержания узнаете из статьи.

Под административным задержанием КоАП РФ понимает временное ограничение свободы гражданина.

Пограничники. Должностные лица ВАИ. Сотрудники вневедомственной охраны МВД. Должностные лица, которые осуществляют контртеррористическую операцию.

Сотрудники органов, отвечающие за контроль за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Список должностных лиц установлен в статье 27.3 КоАП и не может толковаться расширительно. Служащие иных органов таким правом не обладают.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyen-GB

По просьбе гражданина о мере пресечения уведомляются его родственники и защитник. Но если гражданин не достиг 18 лет, родителям должны сообщить о его задержании обязательно.

  • если задержанным является лицо, о котором имеются сведения по нарушению режима Государственной границы РФ, порядка пребывания на территории России, таможенных правил — при необходимости установить личность и выяснения всех обстоятельств;
  • если в отношении гражданина уже ведется производство по делу, где в качестве административного наказания предусмотрен арест.