Тахографы, что это такое, как работает, из чего состоит

Почему все так строго?

Данные тахографа записываются в память, не подлежат коррекции или удалению. Информация о выполнении каких-либо манипуляций с тахографом, направленных на исправление информации, сразу же фиксируется и становится доступной для контролирующих служб. На основании зафиксированных тахографом показаний можно получить информацию о периоде работы и отдыха лица, управляющего авто. Поэтому тахограф называют бортовым самописцем, а также автомобильным «черным ящиком».

На все сопрягаемые узлы прибора устанавливаются пломбы. Тахограф активируется под конкретное транспортное средство и калибруется.

Из чего состоит и как работает тахограф

Внешне тахограф немного напоминает магнитолу. Для предохранения имеющейся в нём информации от фальсификации злоумышленниками, в нём используется шифрование.

Устройство должно быть сертифицированным. В этом случае его данные могут использоваться в качестве доказательства при разборе дела правоохранительными органами.

Это устройство в автомобиле располагается перед водителем, над лобовым стеклом. Оно включает в себя несколько частей:

  1. Дисплей, на котором отображаются текущие операции.
  2. Левый слот для карты, которую должен вставить водитель.
  3. Правый аналогичный слот. Здесь карту ставит второй водитель, при условии, что машину ведёт экипаж.
  4. На панели имеется пломба производителя.
  5. Под ним располагается USB-слот.
  6. Под дисплеем находятся кнопки для управления.
  7. Имеется миниатюрный принтер, закрытый крышкой.

Электропитание осуществляется за счёт подключения к системе электропитания автомобиля.

 Для работы с этим прибором необходимо выполнить следующие действия.

  1. Сначала водителю надо вставить ключ зажигания и повернуть его.
  2. Затем он должен достать свою карту и вставить её в предназначенное для неё место. При этом нужно вставлять её микросхемой вверх.
  3. При этом на дисплее загорится подсветка. Далее потребуется ввести свой пин-код. Для его ввода высвечивается ноль, который с помощью кнопок со стрелками надо откорректировать. Когда цифра выбрана, её подтверждают, нажав на «ОК». Автоматически дисплей изображает следующую цифру таким же образом. Выбрав и подтвердив все цифры пин-кода, можно переходить к дальнейшим операциям.

Далее выдаётся экран приветствия. После этого на дисплее предлагается осуществить ручной ввод.

Результат работы тахографа выдается на бумажной ленте

Результат работы тахографа выдается на бумажной ленте

Нужно прояснить, зачем это делается. Пока карточка находится в тахографе, этот прибор знает, что водитель работал. Однако, как только она была вынута, никакой информации в это время не поступает. Тахограф, в частности предназначен для того, чтобы зафиксировать, когда и какой работой занимался водитель. Однако самостоятельно только может отметить время, когда тот водил машину.

Тахографы, что это такое, как работает, из чего состоит

Когда карта вынута, водитель может не только отдыхать, но и работать. Речь может идти о бумажной работе по оформлению документов или о проведении погрузочно-разгрузочных работ.

Получение информации организовано следующим образом: водителю предлагается осуществить ручной ввод для записи того, в течение какого времени какой работой он занимался.

Данные набираются следующим образом:

  1. Сначала нужно определить способ. С помощью которого будет указано время начала и конца периода. Тут предлагаются два варианта: мировое или местное время. Нужно выбрать приемлемый способ и подтвердить его.
  2. После этого делают выбор того, чем водитель занимался в указанный период времени: отдыхал или работал. Для этого нужно указать соответствующий символ в меню.
  3. Теперь вводят время начала и конца рассматриваемого периода времени.

В течение поездки на дисплее будут показаны две строчки. Рассмотрим ситуацию, когда машину ведёт экипаж из двух человек.

На верхней строке, относящейся к первому водителю устанавливается режим управления. Для второго ставится режим, который подразумевает его готовность. То и другое время показано в первой колонке.

Еще по теме  Как иностранцу получить квоту на РВП РФ в 2020 году

Во второй указывается время, когда первый водитель отдыхал. Причём речь идёт именно о непрерывном отрезке времени. В нижней строке отображается текущее местное время.

В процессе поездки этот прибор фиксирует скорость в любой момент времен и пройденное расстояние.

Если водитель превышает допустимую скорость, то прибор контролирует при этом ситуацию. Он фиксирует факт нарушения и ждёт после этого минуту. Когда она пройдёт, на дисплей выдаётся предупреждение.

Прибор также способен контролировать время непрерывной работы водителя. Для безопасности езды необходимо избегать переутомления. Для этого тахограф фиксирует ситуацию, когда указанное время было превышено.

Письмо Минтранса установило, что максимальное допустимое время нахождения водителя за рулём не должно превышать четырёхчасовой промежуток.

Первоначальное предупреждение происходит за четверть часа до наступления предельного срока, второе — в момент истечения срока.

В первом случае появляется мигающий красный экран с текстом предупреждения и громким звуком. Снять предупреждение можно при помощи нажатия на любую клавишу этого прибора. При первом отключается звук, второй раз прекращается мигание дисплея.

Если истёк срок непрерывной работы, водитель должен остановиться, чтобы отдохнуть не менее 15 минут.

Калибровка

Проверка тахографа

Проверка тахографа

В процессе эксплуатации требуется регулярно, через определённые промежутки времени проводить проверку не только исправности тахографа, но и его точности.

Тахографы, что это такое, как работает, из чего состоит

Калибровка проводится для достижения следующих целей:

  1. При первоначальной установке нужно не только правильно его установить, но и в точности его показаний.
  2. Если водитель видит время на этом приборе и оно отличается от точного на 20 минут или больший промежуток времени.
  3. Если по какой-либо причине был ремонт тахографа.
  4. Если ремонт относился к восстановлению исправности электрической схемы.
  5. В случае, когда пломба на тахографе была сорвана.
  6. Если какие-либо базовые характеристики машины были изменены, прибор подлежит калибровке в обязательном порядке.
  7. По прошествии двухлетнего срока с момента последнего проведения этой процедуры.

Процедура разделена на две части: стендовая и дорожная.

Стендовая проверка — это:

  1. Контроль пломбы и внешнего вида прибора.
  2. Проверяется целостность датчиков и соединительных проводов.
Еще по теме  Что такое добровольное страхование автогражданской ответственности

Дорожные испытания являются более сложными:

  1. Рассматривается передаточное число трансмиссии на предмет соответствия нормативу (показатель W).
  2. Контролируется этот коэффициент, для которого был запрограммирован тахометр.
  3. Проверка того, правильно ли работают часы.
  4. Другие процедуры.
  5. Пломбирование прибора и его датчика.

Нарушение пломб допустимо только для сертифицированных специалистов в процессе работ по обслуживанию.

Какими бывают приборы

До настоящего времени тахографы выпускались в двух вариантах – аналоговом и цифровом. Первые выводятся из эксплуатации, сегодня их использование запрещено законодательством. Такое решение властей обусловлено тем, что особенности работы аналогового тахографа допускают возможность корректировки данных.

Цифровые тахографы более совершенны. Принцип работы данных устройств таков. При запуске двигателя авто и идентификации водителя (необходимо вставить в корпус бортового самописца цифровую чип-карту) активируется датчик скорости, размещенный в трансмиссии.

К основным преимуществам оснащения тахографами автотранспортных средств относятся:

  • повышение ответственности водительского состава компании. Каждому водителю выдается идентификатор (чип-карта). Это дает возможность отслеживать и контролировать действия конкретного сотрудника на протяжении всего маршрута следования автотранспорта. Водитель знает, что для него действует персональная ответственность, и это его дисциплинирует;
  • повышение доходности предприятия – за счет оптимизации расходов на содержание парка автотранспортных средств риск слива топлива или использования транспорта компании в личных целях сведен к нолю;
  • юридическая страховка как персонала, так и работодателя. Данные, полученные тахографом, могут быть использованы в трудовых спорах, связанных с нормированием и оплатой труда. Ни водитель, ни его работодатель не смогут предъявить друг к другу необоснованных претензий. Кроме того, работодатель сможет оценить стиль вождения каждого наемного сотрудника, определить уровень его благонадежности и добросовестности.

И, конечно, бортовые самописцы являются источниками данных, которые используются при расследовании дорожно-транспортных происшествий. С их помощью можно объективно оценить ситуацию и установить виновных.

На какие машины нужен тахограф, а на какие нет

Если закон предусматривает установку такого прибора, а при проверке обнаружено его отсутствие, то нарушителю грозит штраф, равный примерно 3000 руб. Проверка может быть проведена на только инспектором ГИБДД, но и сотрудником Роскомнадзора.

Нарушением является не только отсутствие прибора, но и езда при отсутствии в нём карты водителя, а также отсутствие её у водителя.

Штраф может быть установлен не только для шофёра, но и по отношению к руководителю фирмы, где он работает. В этом случае он может достигать 10 тысяч рублей.

Если автобус предназначен для перевозки пассажиров и рассчитан на 8 или большее их количество, в нём также обязательно должен быть установлен тахограф.

В случае, когда автомобиль применяется для перевозки опасных грузов, без тахометра он ездить не должен.

С другой стороны, установка данного прибора на маршрутные автобусы не является обязательной. Также не предусмотрено их ставить на легковых автомобилях.

Еще по теме  Планирование закупок - это что такое План закупок в бюджетном планировании

Как работать с оборудованием

Алгоритм работы с тахографом предельно простой:

  • проверяем работоспособность прибора, наличие в принтере нужного количества бумаги;
  • вставляем чип-карту в слот прибора до характерного щелчка – это необходимо для активации бортового самописца;
  • проходим процесс аутентификации, на приборной панели загораются соответствующие кнопки, на дисплее отображаются данные лица, управляющего автотранспортным средством;
  • по завершении авторизации вводим в тахограф информацию о стартовой точке маршрута;
  • запускаем мотор.

В процессе движения автотранспорта все данные записываются в автоматическом режиме. По прибытии в пункт назначения или на место стоянки водитель должен:

  • ввести в тахограф данные пункта назначения (стоянки);
  • вытащить чип-карту из слота устройства.

После этого, вставляя чип-карту, необходимо указать предыдущий период как «отдых», иначе время стоянки будет зафиксировано как рабочее время, такая ошибка считается нарушением. Во время кратковременной стоянки авто можно не вынимать карту, но в тахографе следует установить режим «отдых», иначе будет фиксироваться рабочее время./

Заключение

Использование этого прибора не только необходимо, но и во многих случаях выгодно для водителя. Чтобы правильно с ним работать, нужно разобраться в том, что он из себя представляет.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl Enter, чтобы сообщить нам.

Как правильно использовать тахограф, чтобы избежать штрафов

Правила эксплуатации тахографов регламентированы законодательством. За их нарушение предусмотрена административная ответственность. Всю законодательную базу знать невозможно, однако важно запомнить несколько основных моментов:

  • транспорт не отправляется в рейс без такого приборы. Также запрещается эксплуатация машины, если тахограф неисправен. Ответственность за игнорирование этой нормы ложится как на лицо, управляющее автотранспортным средством, так и на владельца транспорта (компанию или индивидуального предпринимателя);
  • тахограф активируется непосредственно перед выездом на линию;
  • индивидуальная чип-карта водителя не передается сторонним лицам. Лицо, управляющее автотранспортным средством, не имеет права пользоваться чужим идентификатором;
  • вскрытие тахографов запрещается законом. При выявлении факта взлома пломб или иных попыток вмешательства в работу устройства представители контролирующей службы выписывают штраф;
  • водитель обязан соблюдать режим рабочего времени и отдыха в соответствии с нормированием труда. Если в рамках проверки будет выявлено превышение нормы, водитель понесет ответственность;
  • доступ к информации, зафиксированной тахографом, предоставляется сотрудникам контролирующих служб по первому требованию. Именно поэтому необходимо постоянно контролировать наличие бумаги в принтере. Целесообразно всегда держать в машине запас термобумаги;
  • устройство должно быть откалибровано в соответствии с нормативными актами. Под калибровкой подразумевают замер характеристик автотранспортного средства и настройку прибора на замеренные величины. Данную процедуру проводят сотрудники специализированной службы;
  • если прибор вышел из строя, необходимо незамедлительно обратиться в сервисную службу. Если поломка произошла на маршруте, следует вернуться на базу или доехать до места ближайшей стоянки и сразу же обратиться в сервис.