В каком году была создана конституция рф

История конституции

В 1990—1991 годы произошёл распад СССР. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своём государственном суверенитете. Съезд народных депутатов республики принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР12 июня1990 года. В ней впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.

Разработка проекта

16 июня1990 года была образована Конституционная комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР, которая начала эту работу. Секретарём комиссии был утверждён О. Г. Румянцев. Сначала в состав комиссии вошли 102 депутата, но к ноябрю 1992 года её численность сократилась до 98 человек, в частности, из-за того, что три члена Конституционной комиссии были избраны в состав Конституционного Суда РФ.[2]

Однако сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции. В основном процесс шёл по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни её нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала ожесточённое противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей.

Высшей точкой этого конфликта стали события в октябре 1993 года, разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис. В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.

В каком году была создана конституция рф

В итоге проект Конституционного Совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. После значительной доработки этот проект Конституции был вынесен Президентом на всенародное голосование.

По мнению Виктора Шейниса, одного из авторов Конституции России, главного научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН, «президентский проект» Конституции создавался под эгидой трех человек, Сергея Сергеевича Алексеева, Анатолия Александровича Собчака и Сергея Михайловича Шахрая, они были лидерами процесса[3], но всего в Конституционном совещании участвовало более 800 участников, работали разные юристы.

Сергей Шахрай выделяет двух основных авторов конституции — себя и Сергея Алексеева[4][5]. В результате совместной работы был выработан новый единый проект Конституции России, который в дальнейшем был вынесен Президентом России на всенародное голосование (фактически — на референдум), и стал действующей Конституцией Российской Федерации в итоге голосования прошедшего 12 декабря 1993 г.

Принятие (1993)

15 октября1993 года президент Б. Н. Ельцин подписал указ о всенародном голосовании по проекту Конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года»[6]. Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за её принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняло более половины числа зарегистрированных избирателей.

Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно статье 9 которого референдум мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ[7]. Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря1993 года.

12 декабря1993 года голосование состоялось. За принятие Конституции проголосовало 58,43 %, против — 41,57 %. Новая Конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования 25 декабря того же года.

Виды конституций, кем утверждаются и как изменяются

Основные законы разных стран имеют отличия. Их конкретизация зависит от уровня экономического и политического развития государства, особенностей менталитета его граждан и индивидуальных особенностей общественного строя.

Конституции государств могут существовать в одной из двух видов:

  1. кодифицированные, т.е. «упакованные» в единый закон под названием «Конституция» (РФ, США Франция);
  2. некодифицированные, т.е. «разбросанные» по различным законодательным актам (Великобритания).

Конституция разрабатывается и принимается одним из следующих органов:

  1. учредительным собранием (т.е. парламентом государства, созванным специально для утверждения Конституции), например, так был принят основной закон в Норвегии;
  2. регулярным парламентом страны, например, Конституция, принятая в РСФСР в 1978 году;
  3. временным парламентом, осуществляющим управление государством на временной основе, как правило – в переходной период;
  4. советом депутатов (представителями от народа). В качестве примера можно привести Конституцию РСФСР 1918 года;
  5. референдумом (прямым голосованием народа страны). Пример: Конституция Российской Федерации 1993 года;
  6. действующей главой государства. Так был принят Основной Закон Российской империи в 1906 году.

В любом случае для принятия изменений требуется проведение специальных процедур. Если Конституция сформирована на основе гибких норм, то для ее коррекции требуется принятие специального закона.

Если же нормы жесткие, то для внесения каких-либо изменений необходимо проведения всенародного референдума или иных мер, предусмотренных законодательством.

Крайний же вариант внесения корректировок в Конституцию жесткого типа – это отмена действующего основного закона и принятие нового.

Конституция Российской Федерации 1993 года

Структура

Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

В каком году была создана конституция рф

В каком году была создана конституция рф

Конституция России

,

почтовая марка

с

Еще по теме  Продление отпуска в связи с больничным листом как оформить если во время отдыха был БЛ учитываются ли праздничные дни а также образец приказа и заявления

купоном

.

1995

  • Ликвидирована система Советов (включая Съезд народных депутатов России);
  • Ликвидировано закрепление земли и недр в качестве достояния народов, проживающих на соответствующей территории (ст.11 Конституции 1978 г.);
  • Россия стала симметричной федерацией: полномочия республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов стали одинаковыми (пункт 4 статьи 5, пункт 2 статьи 72, пункт 1 раздела второго). Однако, республики, входящие в Россию, имеют право устанавливать свой государственный язык, в отличие от иных субъектов России[8]. В 19921993 гг. компетенция республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных области и округов различалась (см. главы 8, 9, 91 Конституции 1978 года), а до этого, в 19181992 гг. субъектами Российской Федерации (РСФСР) и вовсе были только национальные образования (республики).
  • Срок полномочий Президента России сокращён с 5 до 4 лет (в 2008 году увеличен до 6 лет);
  • Ликвидирован верхний предел возраста кандидата в Президенты России; (в 19911993 гг. составлял 65 лет);
  • Образовано Федеральное Собрание Российской Федерации;
  • Изменён текст Присяги Президента Российской Федерации;
  • Переименован ряд субъектов Российской Федерации19962003 гг. дополнительно переименованы 5 субъектов России);
  • Президент Российской Федерации был наделен полномочиями главы государства, но перестал считаться главой исполнительной власти и её частью.
  • введено разделение законов на обычные (федеральные законы), органические (ФКЗ, принимаются двумя третями голосов депутатов ГД и одобряются тремя четвертями голосов членов СФ) и законы о поправках к Конституции (порядок принятия тот же (за исключением поправок к главам 1, 2 и 9) ратификация субъектами).
    • Согласие субъектов Федерации (ратификация) теперь требуется для любых поправок к Конституции (а не только для изменения норм о федеративном устройстве).
    • Установлен усложненный порядок изменения основ конституционного строя (глава 1), норм о правах человека (глава 2) и порядке изменения Конституции (глава 9). Ранее любой раздел Конституции (включая основополагающие её нормы) мог быть изменен Съездом народных депутатов России (законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации).
  • нормы об основах системы государственной власти субъектов России выведены из Конституции в федеральные законы (прежде всего — Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). Ранее система государственной власти во всех субъектах была регламентирована непосредственно Конституцией России (разделы VI и VI1 Конституции 1978 года)
  • отменена регламентация структуры представительных и исполнительных органов местного самоуправления, в прежней Конституции статус местных Советов народных депутатов и местной администрации регламентировался непосредственно (главы 17 и 18)
  • принципы избирательной системы выведены в законы. Ранее они регламентировались Конституцией (глава 11 Конституции 1978 года)
  • государственная символика стала устанавливаться федеральными конституционными законами. Ранее флаг и герб были установлены непосредственно Конституцией (статьи 180 и 181 Конституции 1978 года), а гимн определялся Верховным Советом России (статья 182).
  • Конституция получила высшую юридическую силу (статья 15 Конституции России). Ранее говорилось лишь о том, что «все законы и иные акты государственных органов Российской Федерации издаются на основе и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.» (статья 184 Конституции России 1978 года), что было связано с отказом Съезда народных депутатов России рассматривать беловежское соглашение, включая отказ отменять формальное действие и высшую юридическую силу Конституции СССР
  • Отменен институт приостановления отдельных статей Конституции законодательным органом (ранее статья 185 Конституции 1978 года предусматривала, что Съезд народных депутатов России может это сделать не менее, чем двумя третями голосов народных депутатов России).
  • Исключены нормы о делегировании парламентом своих полномочий (ранее они предусматривались статьей 185 Конституции России 1978 года)
  • В Конституцию введены нормы о порядке принятия новой Конституции (Конституционным Собранием, двумя третями голосов от общего числа членов Собрания, либо референдумом, назначенным Собранием). Прежняя Конституция не включала прямых норм о порядке принятия Конституции, но содержала указание на эту процедуру среди исключительных полномочий Съезда (пункт 1 части третей статьи 104 КРФ 1978 года).

Функции Конституции

Основные вопросы, решаемые главным законом государства:

  1. утверждение основ конституционного строя;
  2. определение прав и обязанностей человека и гражданина;
  3. определение высших органов государственной власти, порядка их функционирования, сферы компетенции (что это?), иерархию подчинения и взаимодействия.

Функции Конституции:

  1. Учредительная. Конституция учреждает и регламентирует функционирование органов власти (делит власть на законодательную, исполнительную и судебную), отношение к общественной и частной собственности, политический строй;
  2. Организаторская. Она определяет основные задачи, которые должен решить народ страны под руководством государственной власти;
  3. Юридическая. Конституция регламентирует правовые отношения в обществе в различных сферах его деятельности;
  4. Внешнеполитическая. Она утверждает основные принципы и направления деятельности государства на международной политической арене и в сфере международной хозяйственной деятельности;
  5. Идеологическая. Она провозглашает идеологические принципы, которым должно следовать государство. Так, например, Конституция СССР ставила целью государства строительство коммунизма (что это?) и утверждала принципы коммунистической идеологии как основополагающие для всех граждан страны.

Конституционные поправки и пересмотр Конституции

В каком году была создана конституция рф

В каком году была создана конституция рф

Конституция Российской Федерации, на которой принимали присягу

президенты Российской ФедерацииБорис Николаевич Ельцин

,

Владимир Владимирович Путин

и

Дмитрий Анатольевич Медведев

.

Порядок внесения поправок в Конституцию и её пересмотра регламентируется главой 9 Конституции, которая предусматривает четыре вида конституционных поправок в зависимости от значимости вопросов, регулируемых той или иной частью Конституции:

  1. пересмотр положений глав 1 (основы конституционного строя), 2 (права и свободы человека и гражданина) и 9 Конституции;
  2. поправки к остальным главам (кроме статьи 65);
  3. внесение изменений в статью 65 в связи с изменением наименования субъекта Российской Федерации;
  4. внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава Российской Федерации.

Изменения в статью 65 не устанавливают какие-либо принципиальные положения, а лишь конкретизируют состав Российской Федерации на данный момент. Поэтому изменения в статью 65 Конституции вносятся в упрощённом порядке.

Статья 136 Конституции гласит: Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации»

Еще по теме  Правила перевозки животных в поездах РЖД в 2019-2020 годах

Данные вопросы также урегулированы в Федеральном законе от 6 февраля1998 года «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»

Поправки в главы 3-8 должны быть одобрены двумя третями голосов депутатов Государственной Думы и тремя четвертями голосов членов Совета Федерации. После этого предложение о внесении конституционных поправок направляется законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. В течение года данное предложение должно быть одобрено законодательными (представительными) органами не менее чем в двух третях субъектов Российской Федерации.

В каком году была создана конституция рф

В статье 135 Конституции Российской Федерации указано, что должен быть принят Федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании, однако, такой закон до сих пор не принят.

Пересмотр Конституции отличается от внесения конституционных поправок тем, что в первом случае итогом является принятие новой конституции, а во втором — вносятся поправки в существующую Конституцию. При этом поправки могут быть внесены лишь в главы 3—8 Конституции. При изменении же положений глав 1, 2 и 9 должна быть начата процедура пересмотра Конституции.

Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации начинается с внесения субъектом конституционной законодательной инициативы предложения о пересмотре Конституции в Государственную Думу. Если это предложение будет принято Государственной Думой (необходимо не менее трёх пятых голосов), то оно в течение пяти дней направляется в Совет Федерации (который также должен одобрить его тремя пятыми голосов).

  • подтверждает неизменность Конституции;
  • разрабатывает проект новой Конституции, который:
    • принимается самим Конституционным Собранием двумя третями голосов или
    • выносится на всенародное голосование, где проект должен быть одобрен более одной второй от числа избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие не менее половины избирателей.

Структура действующей Конституции РФ

С 1918 года в России было 5 вариантов конституции.

В преамбуле в концентрированной форме сформулирован смысл и значение всей Конституции.

Кратко о содержании 1 раздела основного закона Российской Федерации:

  1. 1 глава (ст. 1 – 16) раскрывает суть российской государственности, определяет правовое положение человека в государстве, основы экономики и политики, отношения между государством и религией;
  2. 2 раздел Конституции

  3. 2 глава (ст. 17 – 64) закрепляет на законодательном уровне права и обязанности человека в РФ;
  4. 3 глава (ст. 65 – 79) дает полный список субъектов РФ, описывает порядок и принципы их взаимоотношений с федеральной властью;
  5. 4 глава (ст. 80 – 93) закрепляет статус Президента РФ, его полномочия и обязанности;
  6. 5 глава (ст. 94 – 109) утверждает статус Федерального Собрания, принцип его формирования и компетенцию, устанавливает нормы законодательного процесса в РФ;
  7. 6 глава (ст. 110 – 117) регламентирует деятельность Правительства РФ: порядок формирования, структуру, компетенцию;
  8. 7 глава (ст. 118 – 129 (ст. 127 исключена)) определяет деятельность судебной системы государства и принципы судопроизводства;
  9. 8 глава (ст. 130 – 133) утверждает систему органов местного самоуправления, их функции и гарантии;
  10. 9 глава (ст. 134 – 137) определяет порядок корректировки Конституции или ее пересмотра.

2 раздел Конституции фиксирует заключительные положения: дату вступления документа в силу (12.12.1993 г.), прекращение действия прошлой версии основного закона Российской Федерации, определяет срок полномочий органов государственной власти, избранных до вступления данной Конституции в силу.

Отличие Конституции от законов

Конституция:

  • закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти;
  • обладает высшей юридической силой;
  • обладает прямым действием (положения конституции должны выполняться вне зависимости от того, противоречат ли им другие акты);
  • отличается стабильностью, обусловленной особым, усложненным порядком принятия и изменения;
  • является базой для текущего законодательства.

Конституция и ограничение прав и свобод человека

В каком году была создана конституция рф

Дмитрий Медведев

: «

12 декабря 1993 года в нашей стране впервые за её историю был принят принципиально новый Основной закон — такой Закон, который признал высшей ценностью человека его права и свободы

»…

Несмотря на то, что в соответствии с конституцией России права и свободы человека являются высшей ценностью, конституция России допускает их ограничение. Исходя из требований ст. 55 конституции России, такие ограничения должны удовлетворять следующим требованиям:

  • ограничение прав не должно достигать таких размеров, при которых можно будет говорить об отмене или даже умалении отдельных прав человека и гражданина, подразумевающем законодательное установление в сфере соответствующих прав и свобод меры свободы меньшей, чем необходимая с точки зрения основного содержания этих прав и свобод;
  • никакие ограничения прав и свобод человека и гражданина не могут быть сделаны на основе подзаконных актов;
  • исчерпывающим перечнем оснований для ограничения прав и свобод человека и гражданина является «защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»;
  • ограничение права и свобод не должно превышать минимально необходимую меру, позволяющую реализовать приведённые в предыдущем пункте цели;
  • должны одновременно выполняться все перечисленные в пп. 1—4 требования, а также остальные требования конституции России.
Еще по теме  Бесплатная приватизация земельного участка: кому полагается, как оформляется и до какого года продлена?

В противном случае ограничение прав и свобод человека считается антиконституционным.

Вышеуказанные требования входят в так называемую «генеральную клаузу» — общую норму, на основании и в соответствии с которой допускается ограничение прав и свобод человека в Российской Федерации. Тем не менее отдельные статьи второй главы Конституции России содержат специальные основания ограничения тех или иных прав.

Некоторые из оснований ограничения прав граждан, в частности защита нравственности, являются весьма растяжимыми с нормативной точки зрения. Обращая внимание на критерии оправданности применения ограничений Конституционный Суд России указал: «Публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату «.

Конституционный Суд России также воспринял ряд принципов, введённых в практику Европейским Судом по правам человека в качестве необходимых для ограничения прав условий. Так, в одном из постановлений КС России было установлено, что «ограничения права собственности, равно как и свободы предпринимательской и иной экономической деятельности могут вводиться федеральным законом, если только они необходимы для защиты других конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, отвечают требованиям справедливости, разумности и соразмерности (пропорциональности), носят общий и абстрактный характер, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо данного конституционного права».

Издание Конституции

Официальное издание Конституции Российской Федерации осуществляет московское издательство «Юридическая литература». Осуществлено четыре официальных издания основного закона: в 1993, 1997, 2005, 2009 годах[9] и публикация текста Конституции в Российской газете[10]. Существуют десятки переизданий Конституции Российской Федерации.

Ссылки