Понятие и роль конкуренции в экономическом развитии государства

Конкуренция. Понятие и роль в экономическом развитии государства

    1. способствует
      развитию научно-технического прогресса,
      постоянно заставляя товаропроизводителя
      применять лучшие технологии, рационально
      использовать ресурсы;

    2. чутко
      реагирует на изменение спроса, ведет
      к удешевлению издержек производства,
      тормозит рост цен;

    3. в
      известной мере выравнивает норму
      прибыли на капитал и уровень заработной
      платы во всех отраслях национальной
      экономики.

    • придает
      бизнесу определенную нестабильность,
      создает условия для безработицы,
      инфляции и банкротства;

    • ведет
      к дифференциации доходов и создает
      условия для их несправедливого
      распределения;

    • обусловливает
      рост непроизводительных издержек,
      побуждает создание монополий;

    • отрицательно
      сказывается на защите окружающей
      среды, не стимулирует развитие
      производства товаров и услуг коллективного
      пользования (дороги, общественный
      транспорт), сохранение невоспроизводимых
      ресурсов (лес, дикие животные, полезные
      ископаемые).

Делая
вывод можно отметить, что конкуренция
— это двигатель экономического прогресса.
Это объясняется тем, что рыночное
соперничество приводит к успеху в том
случае, если предприниматель заботится
не только о сохранении, но и расширении
своего производства, для чего стремится
усовершенствовать технику и организацию,
повышает качество товаров, снижает
затраты на производство единицы продукции
и тем самым имеет возможность снизить
цены, расширяет ассортимент товаров,
улучшает торговое и послеторговое
обслуживание покупателей.

СГА Южно-Сахалинск

Конкуренция и ее роль в экономическом
развитии страны (региона, города, предприятия)

Оржеховский Владимир Евгеньевич

[2] Чиркунов О. А. Региональная политика: Условие развития — конкуренция // Ведомости. 2006. 26 июля. № 136 (1663).
[3] Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, пред­приятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005.

[1] Чиркунов О. А. Государственное управление: Деловой подход // Ведомости. 2007. 16 апреля. № 67 (1841).

Мир состоит из сложных систем. Причем такой сложной системой, как рынок, никто не управляет. Никого не удивляет, что на полках магазинов всегда есть нужные товары. И нет такого центра, где бы принималось реше­ние, что производить и куда поставлять. Это система взаимодействия многих людей, каждый из которых работает, подчиняясь не командам из центра, а собственным интересам.

Без всякого сомнения, рыночный механизм несовершенен, и государству приходится вмешиваться и корректировать его ошибки. Именно в корректи­ровках этих ошибок и заключается роль государства в экономике.

Понятие и роль конкуренции в экономическом развитии государства

Государство может корректировать рынок, но заменить его оно не в состоянии. Замена рынка государственным регулированием заканчивается неизбежным прова­лом. Опыт развития плановых экономик это доказал.

Централизация и децентрализация. О границах вмешательства государства в рынок говорится много, но не менее интересен вопрос о роли рыночных и иных эффективно используемых бизнесом подходов в государственном управлении. Рыночный механизм хозяйствования децентрализован.

Рынок децентрализован, но каждая его ячейка, каждое предприятие управляется централизованно.

Государство, как правило, централизовано, но в силу большого числа проблем, за решение которых оно берется, ему не удается проконтролировать все составляющие. Централизация на верхнем уровне в итоге оборачивается развалом системы на нижнем.

Первый и очевидный рецепт лечения слож­ной и неэффективной системы известен. Не можешь разобраться в сложной системе — упрощай ее, отсекай те части, которые можно передать для ис­полнения другим (аутсорсинг), а все остальное — структурируй.

Структура и цели. Основа любого управленческого процесса — в пос­тановке цели, в определении тех параметров, при которых цель считается достигнутой, в фиксации сроков и механизмов достижения целей.

К сожалению, аналогичная ситуация имеет место и на федеральном уровне.

Решение — в укрупнении целей и в правильности компоновки задач по блокам. Каждый блок должен иметь собственную цель, отвечать за нее и иметь достаточный объем ресурсов и прав для возможности самостоятель­ного достижения цели. Решения должны приниматься внутри блока, а не за его рамками.

Если Россия будет развиваться в русле мировых тенденций и начнет за­рождаться конкуренция между городами и регионами, то региональным влас­тям придется концентрироваться на решении следующих крупных задач.

Развитие человеческого потенциала. цель государства — человек, развитие человеческого потенциала. И это не лозунг, а экономическая не­избежность. На каждом этапе развития общества существовал дефицитный ресурс. Совсем недавно это был капитал.

Понятие и роль конкуренции в экономическом развитии государства

Кто-то должен зарабатывать средства на содержание пенсионеров, доля которых в общей численности населения постоянно растет.

Основной показатель этого блока проблем очевиден. Это — общий рост численности населения. Растет численность населения — значит, хорошо работает власть. Падает — значит, надо искать причины. Люди уезжают, умирают, не хотят рожать и воспитывать детей. Рождаемость, смертность, миграция — это подзадачи, которыми предстоит заниматься властям.

Еще одна проблема заключается в том, во сколько человек «обходится» региону, сколько средств тратится на его обучение и на сохранение его здоровья. Желательно тратить меньше, чем в регионах или в странах-кон­курентах, а условия создавать более привлекательные, чтобы наиболее мо­бильный и одновременно более «доходный» для государства слой населения не уехал в другие края.

Еще по теме  Парковка в шереметьево терминал d схема

Конкурируя за население, региональным властям придется повышать эф­фективность управления и сокращать свои исполнительские функции. Бизнес в тех же целях переходит к покупке услуг на рынке.

Это означает, что государство купит данные услуги на рынке и предоставит их населению, в том числе и бесплатно, если это предусмотрено действующим законодательством.

Экономический рост. Курица или яйцо? Развитие человеческого потен­циала либо экономический рост? Без экономического роста, без богатства региона невозможно создать условия для проживания людей. Без людей, причем квалифицированных, грамотных, сильных, невозможно создать эко­номическое процветание региона.

А если так, то нет смысла продолжать задавать себе вопрос, что первич­но, а что вторично. Надо просто решать обе эти задачи одновременно. Что является показателем экономического роста? Один из возможных и самых простых подходов — рост фонда оплаты труда как функции от числа рабочих мест и средней заработной платы.

Иными словами, чем больше в регионе рабочих мест и чем выше квалификация работников, тем более правильно структурирована экономика. Есть и другие значимые показатели: объем ин­вестиций, валовой региональный продукт, но это, скорее, показатели второго уровня.

Однако рабочие места не одинаковы. На содержание неквалифициро­ванных работников государство тратит примерно столько же денежных средств, сколько на квалифицированных, которые, в отличие от первых, большую часть издержек на себя покрывают сами. А вот доходов госу­дарство с квалифицированных работников, без всякого сомнения, име­ет больше.

Понятие и роль конкуренции в экономическом развитии государства

Отсюда понятна задача — развивать экономику, требующую высококвалифицированной рабочей силы.

И здесь влияние конкуренции налицо — чем выше налоги и иные издержки бизнеса, чем сложнее доступ к ресурсам, чем дороже рабочая сила соответствующей квалификации, тем больше желания у бизнеса покинуть такую территорию и найти себе что-нибудь более привлекательное.

Развитие инфраструктуры. Чтобы людям хотелось жить в том или ином регионе, чтобы представителям бизнеса было интересно инвестировать в определенную территорию, у них для этого должны быть мотивы.

Поэтому блок задач по развитию инфраструктуры в целом сводится к снижению стоимости со­держания этой самой инфраструктуры — при ее качественных параметрах, не уступающих регионам-конкурентам.

И здесь снова возникает развилка. Речь идет о разумном разделении функ­ций между государством и бизнесом. Государство должно выполнять функ­цию регулятора, а не производителя услуг.

Будучи непосредственным производителем услуг, оно неизбежно оказывается по другую сторону баррикад от потребителя, интересы которого становится некому защищать.

Сегодня стало модно говорить о доступности услуг для населения. Это замечательно, когда население имеет газ, тепло, воду, пользуется транспор­том и разветвленной дорожной сетью. Только нельзя забывать о том, какой ценой все это достигается и кто за это платит.

Очень часто получается так, что власти неэффективно вкладывают деньги в создание разветвленной ин­фраструктуры, а затем, проводя реформы, постепенно заставляют население платить за эту неэффективность.

Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации

Понятие и роль конкуренции в экономическом развитии государства

Евгений Смирнов

21 февраля 2018

# Бизнес-словарь

В «Индексе глобальной конкурентоспособности» Россия занимает 38 место, выше Италии, Польши и Португалии, но ниже Азербайджана, Чили, Индонезии. Лидер рейтинга – Швейцария.

  • Задачи государства по развитию конкуренции в России
  • О «стандарте развития конкуренции»
  • Существующее положение, проблемы с наличием конкуренции
  • Россия в международных рейтингах развития конкуренции
  • аналитического центра

Существует немало определений термина «конкуренция», в частности, её называют процессом, ведущим:

  • к получению и передаче знаний;
  • к открытию новых товаров или технологий;
  • к обнаружению неизвестных возможностей, а также способов их использования.

Приведенные примеры доказывают, что конкуренция является особым методом, воспитывающим умы, благодаря которому рождаются не только предприниматели, но и великие изобретатели. Только постоянно двигаясь вперёд, внедряя инновации, можно не только получить, но и сохранить устойчивое конкурентное преимущество.

Правительство РФ подтвердило важность развития экономической конкуренции и приняло соответствующую Национальную программу. Что необходимо сделать для развития здоровой конкуренции?

  1. Создать стимулы, условия, чтобы развивать новые секторы, обеспечивающие глобальную конкурентоспособность (прежде всего в высоких технологиях).
  2. Обеспечивать развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, мотивирующей производителей снижать издержки, обновлять ассортимент продукции с учётом потребительских ожиданий.
  3. Не допустить развитие монополизма, следствием чего будут негативные социально-экономические последствия (это прежде всего компетенция Федеральной антимонопольной службы России).

Задачи поставлены правильные, но слишком общие. О работе ФАС имеется много информации, внешне её результативность не подвергается сомнению. Однако есть ли системность в её работе, обеспечивает ли она (год за годом) реальную демонополизацию экономики? Скорее мы наблюдаем разрозненные и разнонаправленные попытки воздействия на деятельность нарушителей антимонопольного законодательства.

Документ принят в 2015 году. Он призван не просто способствовать упрочению конкуренции. Его цель – установить ответственность органов исполнительной власти и регионов за создание условий, поддерживающих развитие конкуренции (учитывая региональную специфику), её стимулирование; поддержку и защиту субъектов малого и среднего бизнеса.

Еще по теме  Как получить квартиру от государства Программа для молодых семей

Подчёркивается важность системного подхода в аналитической работе, вводится мониторинг, оценка, контроль и анализ деятельности в этих вопросах региональных органов исполнительной власти. Стандарт вводит так называемую «дорожную карту» (план мероприятий, способствующих формированию и подъёму конкуренции).

Прежде всего власти регионов нацеливаются на создание (либо содействие созданию) субъектов бизнеса, оказывающих следующие услуги:

  • дошкольное образование;
  • детский отдых;
  • культурные, социальные, медицинские услуги;
  • услуги ЖКХ;
  • транспортные пассажироперевозки;
  • строительство;
  • розничная торговля (в том числе фармпродукцией);
  • и другие.

При этом на ближайшие два-три года установлены контрольные показатели (обычно в процентах). Разумеется, Стандарт весьма полезен, в том числе в плане получения аналитических данных, но в своей основной части, к сожалению, весьма неконкретен.

Конкуренция производителей возникает лишь при определённом уровне товарного насыщения, и уж во всяком случае – не при товарном голоде. Поэтому говорить о реальной конкуренции можно скорее с середины девяностых годов, причём часто – благодаря вхождению на рынок иностранных товаропроизводителей.

К сожалению, поскольку не была системно трансформирована экономика, не разукрупнены основные монополии, «родимые пятна социализма» были усугублены частнохозяйственными монопольными структурами.

Серьёзнейшее влияние на субъекты экономики РФ оказывает «могучая тройка» естественных монополистов: ОАО «Газпром», ОАО РАО «Единая Энергетическая Система России», ОАО «Российские железные дороги».

Даже сейчас земельная собственность и недвижимость, в части подтверждения прав владения ими, далеко не полностью находятся в правовом поле страны.

Рынок капитала находится последние годы в кризисе, рынок труда не развит.

Не являются секретом растущая степень износа основных производственных фондов и низкая загрузка производственных мощностей во многих отраслях. Препятствуют развитию конкуренции такие факторы:

  • нерациональная структура производства;
  • технологическое отставание ряда отраслей;
  • влияние монопольных структур;
  • патернализм.

Добавим, что полноценная рыночная инфраструктура скорее отсутствует, а предприятия малого бизнеса присутствуют в недостаточном количестве.

Наиболее развиты конкурентные отношения в легкой, химической и нефтехимической промышленности, машиностроении. Причём конкурентами нередко выступают иностранные компании.

Любого рода индексы и коэффициенты – это попытка сравнения несравнимого, протаптывание тропинки упорядоченности в мире хаоса. Насколько сопоставимы Москва, Санкт-Петербург, Калмыкия, Удмуртия, Хабаровский край, Сахалинская область?

Место России в «Индексе глобальной конкурентоспособности» улучшилось: 38-е по итогам прошлого года. По ведению бизнеса – 40-е.

В «е стран мира по уровню научно-исследовательской активности» – 15-е (в 15 раз ниже США и в 6,4 раза – Китая), в «е стран мира по Индексу инноваций» – 45-е.

В свою очередь, аналитический центр при правительстве России в прошлом году на основании опроса предпринимателей сделал выводы о падении уровня конкуренции в стране в течение последних трёх лет. При этом 2/5 опрошенных заявили, что главный виновник монополизации экономики – государство (из-за своих антиконкурентных действий).

По мнению 41% опрошенных, ключевой фактор конкурентоспособности – низкие цены на продукцию, за ними идет высокое качество (19%). Любопытно снижение доли респондентов, считающих конкуренцию высокой – 48%. Является ли это следствием режима санкций и антисанкций?

И ещё один вопрос, на который сложно ответить однозначно, исходя только из официальных данных: существующая конкуренция – насколько она вписывается в существующее законодательное поле, насколько она честная? А от этого зависит очень много – не только доверие зарубежных партнёров и обеспечение работой судебных органов.

После рассмотрения имеющихся данных возникают определённые опасения. Одно дело – написать правильные слова о благотворном влиянии конкуренции на развитие производства, но без упорной работы по внедрению инноваций, обновлению оборудования, обучению кадров результат будет ничтожным.

Нужен действительно Национальный план с жёстким анализом ситуации, определением последовательности необходимых действий на двух-трёхлетний период с закреплением конкретного финансирования и, разумеется, с ответственностью виновных.

Именно это может стать началом пути в нужном направлении.

Влияние конкуренции на развитие производства

Одним из важнейших элементов рыночного механизма является конкуренция.

1) наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов любого ресурса или продукта;

2) свободы для покупателей и продавцов выступать на тех или иных рынках или покидать их

Понятие и роль конкуренции в экономическом развитии государства

3) свободы производить ту или иную продукцию, выбирать поставщиков, распоряжаться доходами и решать другие хозяйственные проблемы

Еще по теме  Помощь молодой семье от государства 2020

4) предложение товаров должна превышать спрос. В условиях дефицита товаров конкуренции не будет, потому что тогда раскупается все

В условиях экономическая власть (возможность влиять на рыночные цены) рассеяна между большим количеством продавцов и покупателей, поскольку ни один продавец не может предложить такое количество товаров и ни один н покупатель не может закупить такое количество продукции, которая заметно повлияла на их цену. В условиях каждый, продавец вносит очень малую долю товара в его совокупное предложение и он не может й влиять на цену.

Широкое рассеивание экономической власти составляет основу конкуренции и ограничивает возможность злоупотреблять властью.

Конкуренция ограничивает возможности продавцов и покупателей реализовать свои личные интересы время с конкуренция в рыночной экономике реализуется в стремлении каждого субъекта получить больший денежный доход, в стремлении выделиться среди равных, доказать свои преимущества, утвердить свое господство, забей зпечиты себе выгодное положение и большую прибыль. Это порождает экономическую борьбу, которую называют конкуренцией. Победа в конкуренции достигается за счет победы над конкурентоспособностинтом.

Суть конкуренции проявляется в том, что она, с одной стороны, создает такие условия, при которых покупатель имеет большой выбор товаров, а продавец — большие возможности для их реализации.

С другой стороны в в обмене и участвуют две стороны, каждая из которых ставит свой интерес выше интерес партнера.

В результате и продавец, и покупатель при заключении соглашения должны идти на взаимный компромисс при определении цены иначе сделка не состоится, и каждый из них несет убыткахів.

Непременным условием конкуренции является экономическая свобода и независимость субъектов рыночных отношений.

Эта независимость проявляется, во-первых, в возможности самостоятельно принимать решения о производстве или купив влю товаров или услуг, во-вторых, в возможности самостоятельно выбирать рыночных партнеров процессе конкуренции субъекты хозяйствования взаимно контролируют друг друга, причем осуществляется это преимущественно кр аще, чем любым государственным органом. Конкуренция является важным инструментом регулирования пропорций общественного производстватва.

Конкуренция приводит положительные и отрицательные последствия

1) она способствует развитию. НТП и внедрению его в производство;

2) заставляет экономить ресурсы, способствует снижению издержек производства и цен;

3) стимулирует улучшение качества продукции и обслуживания потребителей;

4) способствует выравниванию норм прибыли

Понятие и роль конкуренции в экономическом развитии государства

1) конкуренция создает условия для безработицы, банкротства отдельных предприятий, приводит к разорению мелких производителей, усиливает имущественное расслоение и неравенство;

2) ведет к усилению дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;

3) способствует возникновению экономических кризисов;

4) является важным фактором усиления монополизации экономики

В конкуренции применяются ценовые и неценовые методы борьбы

Ценовая конкуренция означает, что основным методом борьбы против конкурентов является цена. В такой борьбе побеждает тот, кто внедряет. НТП, повышает производительность труда и снижает издержки производства

— изменение свойств товара;

— создание новых товаров для удовлетворения тех же потребностей;

— обновление свойств товара в соответствии с изменением моды;

— совершенствование услуг, сопровождающих реализацию товаров и после реализационной обслуживания

В условиях современного рынка преобладают неценовые методы

← другие значения

Конкуренция в экономике, Экономическая конкуренция (economic competition) — соперничество хозяйствующих субъектов в целях обеспечения лучших возможностей сбыта товаров или услуг, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.

В экономике конкуренция свойственна не только фирмам или товарам, но и отдельным людям, которые соперничают на рынке труда, а также отдельным странам, которые также соперничают между собой и в экономике.

Конкуренция изучается со времени классиков, таких как Давид Рикардо.

Конкуренция происходит на рынке. Считается, что именно благодаря конкуренции «невидимая рука рынка» вынуждает каждого участника хозяйственных отношений в погоне за личной выгодой производить экономические блага, нужные обществу.

По типу открытости рынка различают: совершенную и несовершенную конкуренцию. В реальной экономике наблюдается только несовершенная конкуренция.

3) По организационно-правовой форме предпринимательской деятельности.


субъекты, осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица,


субъекты, осуществляющие предпринимательскую
деятельность с образованием юридического
лица,

Под
организационно-правовой фор­мой
понимают совокупность имущественных
и организационных признаков, способов
формирования имущественной базы,
особен­ностей взаимодействия
собственников, учредителей, участников,
их ответственности друг перед другом
и перед контрагентами.

а)
хозяйственные товарищества (полные
товарищества, коммандитные товарищества
– товарищества на вере),

б)
хозяйственные общества (общества с
ограниченной ответственностью, общества
с дополнительной ответственностью,
АО),

в)
унитарные предприятия (на праве
хозяйственного ведения, оперативного
управления),

г)
производственные кооперативы;


некоммерческие организации (учреждения,
потребительские кооперативы, религиозные
организации, некоммерческие образования,
некоммерческие партнерства).

4)
По форме собственности — государственные,
муниципальные и частные.

5)
По правовому статусу —
юридические лица и индивидуальные
предприниматели.