Понятие опасный производственный объект

Статья 11. Требования к
организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной
безопасности и управления промышленной безопасностью

1. Организация,
эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и
осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной
безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством
Российской Федерации.

2. Сведения об организации
производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности
представляются в письменной форме либо в форме электронного документа,
подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные
органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их
территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года.

3. Организации,
эксплуатирующие опасные производственные объекты I или II класса опасности,
обязаны создать системы управления промышленной безопасностью и обеспечивать их
функционирование.

определение целей и задач
организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в области
промышленной безопасности, информирование общественности о данных целях и
задачах;

идентификацию, анализ и
прогнозирование риска аварий на опасных производственных объектах и связанных с
такими авариями угроз;

планирование и реализацию
мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах, в том числе при
выполнении работ или оказании услуг на опасных производственных объектах
сторонними организациями либо индивидуальными предпринимателями;

координацию работ по
предупреждению аварий и инцидентов на опасных производственных объектах;

осуществление производственного
контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;

безопасность опытного
применения технических устройств на опасных производственных объектах в
соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;

Понятие опасный производственный объект

своевременную
корректировку мер по снижению риска аварий на опасных производственных
объектах;

участие работников
организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в разработке и
реализации мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;

информационное
обеспечение осуществления деятельности в области промышленной безопасности.

5. Требования к
документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью
устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Опасные производственные объекты в России

С целью отнесения объекта в составе организации по определенным признакам и критериям к категории опасного производственного объекта и определения его типа, самой организацией проводится так называемая идентификация опасного производственного объекта[3]. Результаты идентификации используются при регистрации объектов в Государственном реестре, в котором на основе единых методологических и программно-технических принципов накапливается, анализируется и хранится информация о зарегистрированных объектах и организациях, их эксплуатирующих и при заключении договоров страхования риска ответственности.

Эта процедура является обязательной (ответственность за деятельность по эксплуатации незарегистрированных опасных производственных объектов носит уголовный характер и её несёт руководитель эксплуатирующей организации) и, как и многие бюрократические процедуры в России, носит характер заполнения множества специальных бланков заявлений, деклараций, карточек и пр.

и предоставления в регистрирующие органы (территориальное управление Ростехнадзора большого количества технической и юридической документации по специально для этого разработанным правилам[4] и методическим рекомендациям[5]. Финальным аккордом всех этих действий является занесение в банк данных Государственного реестра сведений о действующих объектах и получение организацией свидетельств о регистрации, заключений по идентификации и карточек учёта объектов.

Следует особо отметить, что при идентификации опасным производственным объектом считается не отдельный механизм, оборудование, ёмкость с опасным веществом и не всё предприятие в целом, а определенная площадка производства, на которой есть обращение такого вещества или эксплуатация такого технического устройства.

Таким образом, на каждом крупном производстве или энергетической установке может насчитываться до нескольких десятков опасных производственных объектов, каждый из которых нужно регистрировать в установленном порядке. Однако есть способ этой процедуры благополучно избежать — доказать экспертам регистрирующей организации, что опасное вещество обращается на объекте в количестве равном или менее 2 % от предельно допустимого количества[6] и его размещение таково, что не может стать причиной возникновения аварии[7].

После регистрации объекту присваивается статус промышленного объекта повышенной опасности, влекущий предъявление к нему требований промышленной безопасности[8], он ставится на учёт и регистрировавший его орган становится надзорным за этими требованиями[9]. Кроме того, надзорный орган обязан проводить системный анализ состояния промышленной безопасности на этом объекте и в организации, эксплуатирующей его, для принятия на основе анализа управленческих решений и нормативных актов и предоставлять имеющуюся у него информацию органам государственной власти и управления, а также заинтересованным организациям[10].

Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации[12], а технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, подлежат сертификации на соответствие требованиям промышленной безопасности[13].

это предприятие, его цех, участок, площадка или другие производственные объекты на его территории, на которых[2]:

  • получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные; вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды)[3];
  • используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;
  • используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулёры;
  • получаются расплавычерных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
  • ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

С целью отнесения объекта в составе организации по определенным признакам и критериям[4] к категории опасного производственного объекта и определения его типа, самой организацией проводится так называемая идентификация опасного производственного объекта[5]. Результаты идентификации используются при регистрации объектов в Государственном реестре[6] и при заключении договоров страхования риска ответственности[7].

Эта процедура является обязательной[8] и, как и многие бюрократические процедуры в России, носит характер заполнения множества специальных бланков[9] и предоставления в регистрирующие органы (территориальное управление Ростехнадзора[10]) большого количества технической и юридической документации по специально для этого разработанным правилам[11] и методическим рекомендациям[12].

Еще по теме  Долговая расписка - пример написания, готовый бланк.

Следует особо отметить, что при идентификации опасным производственным объектом считается не отдельный механизм, оборудование, емкость с опасным веществом и не всё предприятие в целом, а определенная площадка производства, на которой есть обращение такого вещества или эксплуатация такого технического устройства.

Таким образом, на каждом крупном производстве или энергетической установке может насчитываться до нескольких десятков опасных производственных объектов, каждый из которых нужно регистрировать в установленном порядке. Однако есть способ этой процедуры благополучно избежать — доказать экспертам регистрирующей организации, что опасное вещество обращается на объекте в количестве равном или менее 2 % от предельно допустимого количества[14] и его размещение таково, что не может стать причиной возникновения аварии[15].

Статья 7.
Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте

1. Обязательные
требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном
объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям
устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о
техническом регулировании.

до начала применения на
опасном производственном объекте;

по истечении срока службы
или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства,
установленных его производителем;

при отсутствии в
технической документации данных о сроке службы такого технического устройства,
если фактический срок его службы превышает двадцать лет;

после проведения работ,
связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого
технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или
инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было
повреждено такое техническое устройство.

3. Федеральными нормами и
правилами в области промышленной безопасности могут быть предусмотрены
возможность, порядок и сроки опытного применения технических устройств на
опасном производственном объекте без проведения экспертизы промышленной
безопасности при условии соблюдения параметров технологического процесса,
отклонения от которых могут привести к аварии на опасном производственном
объекте.

Примечания

  1. Ассоциация горных экспертных центров
  2. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
  3. более конкретные определения этих веществ содержатся в Приложении 1 этого же федерального закона
  4. Критерии идентификации.Общие положения и требования при осуществлении идентификации опасных производственных объектов
  5. Административный регламент Ростехнадзора по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов
  6. реестр, в котором на основе единых методологических и программно-технических принципов накапливается, анализируется и хранится информация о зарегистрированных объектах и организациях, их эксплуатирующих
  7. Обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. Эксплуатация опасного производственного объекта (обязательное страхование ответственности). Опасные производственные объекты (обязательное страхование ответственности при эксплуатации). Промышленная безопасность опасных производственных объектов (страхование)
  8. ответственность за деятельность по эксплуатации незарегистрированных опасных производственных объектов носит уголовный характер и её несёт руководитель эксплуатирующей организации
  9. заявлений, деклараций, карточек и пр.
  10. 12Официальный сайт Приволжского управления Ростехнадзора
  11. Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 24.11.98 N 1371
  12. Методические рекомедации по осуществлению идентификации опасных производственных объектов (приказ Ростехнадзора 05.03.2008 №131)
  13. Форма карты учёта объекта
  14. указанного в Приложении 2 вышеуказанного ФЗ
  15. Официальный сайт Ростехнадзора
  16. касающихся деятельности по проектированию, строительству, эксплуатации, расширению, реконструкции, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта; изготовлению, монтажу, наладке, обслуживанию и ремонту технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведению экспертизы промышленной безопасности; подготовке и переподготовке работников опасного производственного объекта.
  17. Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору
  18. ISCG Промышленная и экологическая безопасность
  19. Положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации
  20. Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
  21. Федеральный закон о техническом регулировании
  1. Путин подписал закон о классификации опасных производственных объектов (неопр.). «ПРАЙМ» (5 марта 2013). — Президент РФ Владимир Путин подписал закон о классификации опасных производственных объектов, направленный на совершенствование законодательства в области промышленной безопасности, дифференциацию мер правового регулирования обеспечения промышленной безопасности в зависимости от степени риска возникновения аварий и масштабов их возможных последствий. Дата обращения 28 апреля 2014.
  2. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
  3. Административный регламент Ростехнадзора по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов
  4. Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утверждённые постановлением Правительства РФ от 24.11.98 N 1371
  5. Методические рекомендации по осуществлению идентификации опасных производственных объектов (приказ Ростехнадзора 05.03.2008 №131)
  6. указанного в Приложении 2 вышеуказанного ФЗ
  7. Официальный сайт Ростехнадзора
  8. касающихся деятельности по проектированию, строительству, эксплуатации, расширению, реконструкции, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта; изготовлению, монтажу, наладке, обслуживанию и ремонту технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведению экспертизы промышленной безопасности; подготовке и переподготовке работников опасного производственного объекта.
  9. Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору
  10. ISCG Промышленная и экологическая безопасность (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 25 марта 2010.Архивировано 15 мая 2010 года.
  11. Положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации
  12. Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
  13. Федеральный закон о техническом регулировании

Еще по теме  Наследников могут обязать продавать доли в завещанной им квартире

Эта страница в последний раз была отредактирована 15 октября 2019 в 16:53.

Статья 13.
Экспертиза промышленной безопасности

Понятие опасный производственный объект

документация на
консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта;

документация на
техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если
указанная документация не входит в состав проектной документации такого
объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о
градостроительной деятельности;

технические устройства,
применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных
статьей 7 настоящего
Федерального закона;

здания и сооружения на
опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления
технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и
грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;

декларация промышленной
безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое
перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав
проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей
экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной
деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или
вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности;

обоснование безопасности
опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование
безопасности опасного производственного объекта.

2. Экспертизу
промышленной безопасности проводит организация, имеющая лицензию на проведение
указанной экспертизы, за счет средств ее заказчика.

Атомная электростанция — сочетание почти всех возможных опасных производственных факторов.

Организации, имеющей
лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается
проводить указанную экспертизу в отношении опасного производственного объекта,
принадлежащего на праве собственности или ином законном основании ей или лицам,
входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством
Российской Федерации.

3. Экспертиза
промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными
нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов
независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых
с использованием современных достижений науки и техники.

4. Результатом проведения
экспертизы промышленной безопасности является заключение, которое подписывается
руководителем организации, проводившей экспертизу промышленной безопасности, и
экспертом или экспертами в области промышленной безопасности, участвовавшими в
проведении указанной экспертизы.

5. Заключение экспертизы
промышленной безопасности представляется ее заказчиком в федеральный орган
исполнительной власти в области промышленной безопасности или его
территориальный орган, которые вносят в реестр заключений экспертизы
промышленной безопасности это заключение в течение пяти рабочих дней со дня его
поступления.

Заключение экспертизы промышленной безопасности может быть
использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом,
исключительно с даты его внесения в реестр заключений экспертизы промышленной
безопасности федеральным органом исполнительной власти в области промышленной
безопасности или его территориальным органом.

6. В целях настоящего
Федерального закона под заведомо ложным заключением экспертизы промышленной
безопасности понимается заключение, подготовленное без проведения указанной
экспертизы или после ее проведения, но явно противоречащее содержанию
материалов, предоставленных эксперту или экспертам в области промышленной
безопасности и рассмотренных в ходе проведения экспертизы промышленной
безопасности, или фактическому состоянию технических устройств, применяемых на
опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных
производственных объектах, являвшихся объектами экспертизы промышленной
безопасности.

Заключение экспертизы
промышленной безопасности, признанное заведомо ложным, подлежит исключению из
реестра заключений экспертизы промышленной безопасности.

7. Ведение реестра
заключений экспертизы промышленной безопасности осуществляется федеральным
органом исполнительной власти в области промышленной безопасности в
соответствии с административным регламентом.

организовать проведение
экспертизы промышленной безопасности в порядке, установленном федеральными
нормами и правилами в области промышленной безопасности;

обеспечить проведение
экспертизы промышленной безопасности экспертами в области промышленной
безопасности;

обеспечить наличие
оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения,
необходимых для проведения экспертизы промышленной безопасности.

определять соответствие
объектов экспертизы промышленной безопасности требованиям промышленной
безопасности путем проведения анализа материалов, предоставленных на экспертизу
промышленной безопасности, и фактического состояния технических устройств,
применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на
опасных производственных объектах, подготавливать заключение экспертизы
промышленной безопасности и предоставлять его руководителю организации,
проводящей экспертизу промышленной безопасности;

соблюдать установленные
федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности порядок
проведения экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению
заключения экспертизы промышленной безопасности;

обеспечивать
объективность и обоснованность выводов, содержащихся в заключении экспертизы
промышленной безопасности;

обеспечивать сохранность
материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и
конфиденциальность информации, полученной в ходе проведения указанной
экспертизы.

10. Эксперту в области
промышленной безопасности запрещается участвовать в проведении экспертизы
промышленной безопасности в отношении опасного производственного объекта,
принадлежащего на праве собственности или ином законном основании организации,
в трудовых отношениях с которой он состоит. Заключение экспертизы промышленной
безопасности, подготовленное с нарушением данного требования, не может быть
использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом.

Статья 14.
Разработка декларации промышленной безопасности

1. Разработка декларации
промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварии и
связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению
аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного
производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной
безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном
производственном объекте;

Перечень сведений,
содержащихся в декларации промышленной безопасности, и порядок ее оформления
определяются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной
безопасности.

2. Настоящим Федеральным
законом устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной
безопасности опасных производственных объектов I и II классов опасности, на
которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся,
транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в
приложении 2 к настоящему
Федеральному закону (за исключением использования взрывчатых веществ при
проведении взрывных работ).

Еще по теме  Как написать заявление на расторжение брака через ЗАГС или суд – образцы и правила оформления

Абзац
2 пункта 2 статьи 14 утратил силу согласно Федеральному закону от 4 марта 2013
г. № 22-ФЗ.

3. Декларация
промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на
строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, а также
документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного
производственного объекта.

в случае истечения десяти
лет со дня внесения в реестр деклараций промышленной безопасности последней декларации
промышленной безопасности;

в случае изменения
технологических процессов на опасном производственном объекте либо увеличения
более чем на двадцать процентов количества опасных веществ, которые находятся
или могут находиться на опасном производственном объекте;

в случае изменения
требований промышленной безопасности;

по предписанию
федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности
или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений,
содержащихся в декларации промышленной безопасности, сведениям, полученным в
ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной
безопасности.

4. Декларация
промышленной безопасности утверждается руководителем организации,
эксплуатирующей опасный производственный объект.

Понятие опасный производственный объект

Руководитель организации,
эксплуатирующей опасный производственный объект, несет ответственность за
полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации промышленной
безопасности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Декларация
промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на
техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного
объекта, и декларация промышленной безопасности, разрабатываемая вновь, проходят
экспертизу промышленной безопасности в установленном порядке.

6. Декларацию
промышленной безопасности представляют органам государственной власти, органам
местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам в порядке,
который установлен Правительством Российской Федерации.

7. Декларация
промышленной безопасности, представленная в федеральный орган исполнительной
власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган,
вносится в реестр деклараций промышленной безопасности в течение пяти рабочих
дней со дня поступления соответствующих документов.

8. Ведение реестра
деклараций промышленной безопасности осуществляется федеральным органом
исполнительной власти в области промышленной безопасности в соответствии с
административным регламентом.

Статья 14.1. Подготовка и аттестация работников в области промышленной
безопасности

1. Работники, в том числе
руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность,
связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией,
капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией
опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой,
обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном
производственном объекте (далее — работники), в целях поддержания уровня
квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности
обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное
образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в
области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются
Правительством Российской Федерации.

2. Подготовка иных
категорий работников в области промышленной безопасности осуществляется в
соответствии с требованиями к таким работникам, установленными федеральными
нормами и правилами в области промышленной безопасности. Формы указанной
подготовки определяются организацией, эксплуатирующей опасный производственный
объект.

при назначении на
соответствующую должность;

Понятие опасный производственный объект

при переводе на другую
работу, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется
проведение аттестации по другим областям аттестации;

при заключении трудового
договора с другим работодателем, если при исполнении трудовых обязанностей на
этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.

4. Внеочередная
аттестация работников в области промышленной безопасности проводится в случаях,
определенных Правительством Российской Федерации.

5. Аттестация работников
в области промышленной безопасности проводится в объеме требований промышленной
безопасности, необходимых для исполнения ими трудовых обязанностей.

При аттестации работников
в области промышленной безопасности проводится проверка знания требований
промышленной безопасности в соответствии с областями аттестации, определяемыми
федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

(!)

6. Аттестация работников
в области промышленной безопасности проводится аттестационными комиссиями,
формируемыми федеральными органами исполнительной власти в области промышленной
безопасности, или аттестационными комиссиями, формируемыми организациями,
осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности.

7. Категории работников,
проходящих аттестацию в области промышленной безопасности в аттестационных
комиссиях, формируемых федеральными органами исполнительной власти в области
промышленной безопасности, определяются Правительством Российской Федерации.

8. Если в организации,
осуществляющей деятельность в области промышленной безопасности, аттестационная
комиссия не сформирована, аттестация работников в области промышленной
безопасности проводится аттестационной комиссией, формируемой соответствующим
федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

9. Порядок проведения
аттестации в области промышленной безопасности устанавливается Правительством
Российской Федерации.

10. Работники, не
прошедшие аттестацию в области промышленной безопасности, не допускаются к
работе на опасных производственных объектах.

Работники, не прошедшие
аттестацию в области промышленной безопасности, вправе обжаловать решения
соответствующей аттестационной комиссии в судебном порядке в соответствии с
законодательством Российской Федерации.