Количество членов котировочной комиссии

Сколько комиссий нужно создать

Чтобы определить поставщиков конкурентными способами, заказчик может создать одну или несколько следующих комиссий:

  • по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений.

Также заказчик может создать единую комиссию по проведению закупок, которая объединит функции всех вышеуказанных комиссий.

Об этом сказано в частях 1–3 статьи 39 Закона № 44-ФЗ.

При этом комиссия любого типа должна:

  • принимать и рассматривать заявки на участие в конкурсе (аукционе), запросе котировок и запросе предложений;
  • определять победителя (будущего поставщика);
  • отклонять заявки, которые поданы на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), если их содержание не соответствует установленным требованиям;
  • оформлять протоколы на каждом этапе определения поставщика.

Об этом сказано в части 3 статьи 39, статье 52, частях 3, 5 статьи 53, частях 3, 6 статьи 67, частях 7–8 статьи 78, частях 10, 16 статьи 83 Закона № 44-ФЗ.

Кроме того, каждая из комиссий выполняет свои специфические функции, связанные с особенностями способов определения поставщика. При этом единая комиссия может выполнять любые функции в зависимости от того, каким способом в каждом конкретном случае определяется поставщик (ч. 3 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).

Комиссия необходима каждому заказчику, независимо от его уровня и степени подчиненности. Любая закупочная, в том числе и единая комиссия по осуществлению закупок, создается заказчиком при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в конкурентных заказах. Специалисты, входящие в коллегиальный орган, рассматривают заявки участников, допускают или отклоняют их, оценивают предложения, ранжируют участников и выявляют победителя. Рассказываем об основных правилах создания совета по государственным и муниципальным закупкам.

Не путайте закупочный орган с приемочной комиссией заказчика по 44 ФЗ. Подробнее о ней — в статье «Инструкция по оформлению акта приемочной комиссии по 44-ФЗ».

Изменение состава

В любом закупочном совете есть председатель и его члены. Необходимо определить заместителя председателя (выполняет управленческую функцию в случае отсутствия председателя) и секретаря (ведет всю документацию).

Количество членов котировочной комиссии

По правилам, в состав комиссии по осуществлению закупок должны включаться:

  1. Сотрудники организации-заказчика независимо от должности. Директор, бухгалтеры, юристы, представители контрактной службы, административно-хозяйственные работники — включайте в совещательный орган любого сотрудника, никаких должностных ограничений не предусмотрено. Единственное уточнение — если в локальных документах о работе контрактной службы установлен запрет на членство ее сотрудников в закупочном органе, включить таких сотрудников в совет не получится (п. 8 Типового положения № 631).
  2. Работники любых учреждений. Это служащие, которые не имеют трудовых связей с организацией-заказчиком (письмо Минэкономразвития № Д28и-634 от 17.03.2016).

Разрешается и изменение утвержденного состава закупочной группы. Внеплановая замена члена комиссии осуществляется по решению заказчика. Вот основные причины для корректировки состава:

  1. Сотрудники (половина участников) физически отсутствуют на заседании и не участвуют в принятии решений (ч. 8 ст. 39 44-ФЗ).
  2. Наличие обстоятельств, не допускающих участие работника в совете (ч. 6 ст. 39 44-ФЗ, решение Курского УФАС России № 180/2015 от 17.08.2015). Это и родственные связи, и заинтересованность, и возможное влияние.

Если есть причины для замены, но заказчик не внес коррективы в состав, решение членов и факт заключения контракта по такому решению признают недействительными (ч. 22 ст. 34, ч. 9 ст. 39 44-ФЗ). Замена оформляется документально (приказ, распоряжение).

В составе конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее пяти человек. В котировочной комиссии и комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений – не менее трех человек. Требования к количеству членов комиссий определяет часть 3 статьи 39 Закона № 44-ФЗ.

Комиссия должна состоять преимущественно из лиц, которые прошли профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями о предмете закупки (ч. 5 ст. 39 Закона № 44-ФЗ). Это означает, что такие специалисты должны насчитывать не менее 50 процентов состава комиссии (письма Минэкономразвития России от 8 июля 2015 г. № Д28и-1910, от 6 сентября 2013 г. № Д28и-1030).

Также в состав комиссии необходимо включить лиц творческих профессий, если проводится открытый конкурс:

  • на создание произведения литературы или искусства (кроме компьютерных программ и баз данных),
  • на финансирование проката или показа национального фильма.

Количество членов котировочной комиссии

Их число должно быть не меньше 50 процентов от общего числа членов конкурсной комиссии. Такое правило предусматривает часть 4 статьи 39 Закона № 44-ФЗ.

Порядок формирования

Коллегиальный закупочный орган создается до начала закупки. Организация-заказчик создает комиссию по осуществлению закупок для всех заказов учреждения, для каждого тендера по отдельности или даже по видам процедур — для аукциона, конкурса, запросов котировок и предложений. Если закупки, запланированные в организации, носят общий характер и не требуют от сотрудников специфических знаний и навыков об объектах торгов, создается единая закупочная группа.

Заказчик обязан учитывать все законодательные нормативы — о численности и составе, уровню квалификации и предметной подготовки всех ее членов (ст. 39 44-ФЗ). Если нарушить условия при создании закупочного органа, то все его решения в дальнейшем признаются недействительными.

Совещательная закупочная группа формируется только по распоряжению руководства организации-заказчика. Первоначальное решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала закупок и оформляется в виде специального указа. Руководитель издает приказ, в котором назначаются все члены и перечисляются их обязанности.

Еще по теме  Как ИП может оформить налоговый вычет при покупке квартиры

Кого можно и нельзя назначить членом комиссии

Членом комиссии или ее председателем заказчик может назначить любого человека, кроме тех, кому это запрещено. Так, членами комиссии по проведению закупок не могут быть лица, которые:

  • привлечены в качестве экспертов для определения поставщика;
  • подали заявки и претендуют на статус поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • состоят в штате организаций, подавших заявки;
  • могут быть подвержены влиянию со стороны участников закупки (в т. ч. акционеры, члены правления, кредиторы организаций – участников закупки);
  • состоят в браке с руководителем участника закупки или являются его близкими родственниками (родителями, детьми, дедушками, бабушками и внуками, полнородными или неполнородными братьями и сестрами);
  • являются усыновителями руководителя участника закупки или усыновлены им;

Если в комиссию все-таки попадут такие лица, заказчик (уполномоченный орган), который принял решение о создании комиссии, обязан их заменить.

Такой порядок установлен в части 6 статьи 39 Закона № 44-ФЗ.

Руководитель учреждения хочет непосредственно участвовать в закупочном процессе. Можно ли его назначить председателем комиссии по проведению закупок?

Да, он может быть председателем комиссии.

Такую точку зрения высказало Минэкономразвития России в письме от 12 мая 2014 г. № Д28и-703.

Состав комиссии необходимо формировать так, чтобы всегда обеспечивался кворум на заседаниях. Он сохраняется, если на заседании комиссии присутствует не менее чем 50 процентов общего числа ее членов (ч. 8 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).

Что делать, если на момент заседания присутствуют не все члены комиссии по закупкам?

Отсутствующего сотрудника нужно заменить. Для этого руководитель заказчика должен вынести соответствующий приказ. Об этом сказано в части 7 статьи 39 Закона № 44-ФЗ.

Есть обязательные требования к членам закупочного органа.

Во-первых, это число членов котировочной комиссии — не менее пяти человек (ч. 3 ст. 39 44-ФЗ). Для котировочного совета минимальное число специалистов — три.

Во-вторых, уровень квалификации сотрудников. Половина членов (минимум два человека) — это сотрудники, прошедшие профессиональную переподготовку и повышение квалификации в области государственного заказа (ч. 5 ст. 39 44-ФЗ, письмо Минэкономразвития № ОГ-Д28-10399 от 29.08.2016). Допускаются лица, обладающие профильными знаниями и специализацией по закупаемому объекту.

Ограничения

Есть и ограничения по членству. По закону о Федеральной контрактной системе, членами комиссии по осуществлению закупок не могут быть (ч. 6 ст. 39 44-ФЗ):

  • супруги и близкие родственники руководства участника закупки;
  • заинтересованные лица — сотрудники, состоящие в штате участника, или люди, подавшие заявку на участие в конкретном заказе;
  • лица, на которых влияют участники закупки;
  • должностные лица контрольного органа, которые осуществляют контроль закупочной деятельности;
  • эксперты, ранее оценивавшие документы конкурса: документацию, предквалификационные заявки участников, соответствие участников дополнительным требованиям.

Как проходят заседания комиссии

Заседания комиссии проходят по мере необходимости. Членов комиссии нужно своевременно уведомить о месте, дате и времени проведения заседания. Это связано с обязательным требованием – их личное присутствие. Принимать решение заочным голосованием, в форме видеоконференц-связи, а также делегировать свои полномочия другим лицам нельзя. Об этом сказано в части 8 статьи 39 Закона № 44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 22 июня 2015 г. № Д28и-1824.

Решения, которые принимает комиссия по результатам своих заседаний, являются обязательными для всех участников закупки. Их может обжаловать любой участник только в порядке, который установлен в законодательстве (ч. 1 ст. 105 Закона № 44-ФЗ).

Функционирование закупочных комиссий

Статья 39 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» за номером 44-ФЗ устанавливает требование для заказчика, а также приравненных к ним лицам создать специальные комиссии, которые будут проводить все предусмотренные законами закупочные процедуры, а также принимать результаты по таким процедурам.

Каждая из специально созданных закупочных комиссий должна принимать поданные заявки на соответствующие процедуры по определению потенциального исполнителя, а также проверять, возможно ли принять поданную тем или иным участником заявку и допустить такого участника до заключения контракта и его последующего исполнения.

Для того чтобы такие комиссии работали в полном объеме и без нарушения требований действующего законодательства, их функционирование обязательно сопровождается созданием и подписанием целого ряда специальных документов, которые тщательным образом регламентируют все действия таких комиссий, их председателей, а также самого руководителя организации-заказчика.

Заказчик и юридическое лицо, которое приравнено к нему, обязаны создать такую комиссию до того момента, пока начнется проведение самих таких закупок. Но без создания специального положения о той или иной комиссии ее функционирование невозможно.

В настоящее время заказчик обязан создать следующие виды комиссий по осуществлению тех или иных закупочных процедур:

  • конкурсную комиссию;
  • аукционную комиссию;
  • котировочную комиссию;
  • комиссию по рассмотрению заявок на участие в запросах предложений.

В том случае, если деятельностью заказчика продиктована невозможностью создания такого количества отдельных комиссий, может быть создана Единая комиссия, которая соединяет в себе все функции других комиссий, предусмотренных законодательством.

Конкурсная комиссия Аукционная комиссия Котировочная комиссия Комиссия по оценке заявок на запрос предложений Единая комиссия
Состав комиссии Статья 39 Федерального закона устанавливает требования к таким комиссиям:

  • в состав должны входить не менее пяти членов;
  • желательно, если в состав такой комиссии входят лица, которые имеют профильное образование относительно объекта закупки либо владеют специальностью относительно того или иного объекта закупки;
  • в том случае, если в качестве объекта закупки рассматривается тот или иной объект интеллектуального труда, то хотя бы половина из членов такой комиссии должна принадлежать к соответствующей сфере интеллектуального труда;
  • ни один из членов такой комиссии не должен быть заинтересован в проведении той или иной процедуры в пользу кого-либо из потенциальных исполнителей.

Назначение членов комиссии, независимо от того, о каком виде комиссии идет речь, происходит по решению руководителя конкретного заказчика на основании специально подписанного приказа о закупочных комиссиях. В том случае, если было установлено, что на кого-то из членов такой комиссии оказывается давление, руководитель организации-заказчика обязан внести изменения в приказ о закупочной комиссии путем замены тех или иных членов такой комиссии.

В качестве председателя такой комиссии либо указывается руководитель организации-заказчика, либо специально назначенное лицо, которое выбирает сам руководитель.

В обязанности председателя входит общее руководство функционирования той или иной закупочной комиссии, а также ведение заседаний, а в случае возникновения необходимости – перенос таких заседаний. Кроме того, именно председателю вменяется обязанность о необходимости вскрытия конвертов и объявлении той информации, которая должна быть рассмотрена на конкретном заседании. Также в качестве одной из обязанностей председателя является итоговое подписание итогового протокола рассмотрения всех предоставленных заявок, а также объявление победителя той или иной закупочной процедуры, если определение такого победителя происходит путем работы именно закупочной процедуры.

Регламентирующие документы В качестве регламентирующих документов следует рассматривать:

  • приказ о создании комиссии. Оформляется в произвольной форме, но должен содержать обязательное пофамильное перечисление всех членов комиссии, а также указание тех должностей, которые они занимают, а также какие должности они будут занимать в созданной комиссии. Создание такого приказа является одной из обязанностей контрактного управляющего или уполномоченного сотрудника контрактной службы, а итоговое заверение ложится на плечи руководителя государственного или муниципального заказчика или приравненного к нему юридического лица;
  • в рамках такого изданного приказа или путем издания другого приказа формируется и утверждается Положение о работе закупочной комиссии. В тексте такого положения определяются основные полномочия созданных комиссий, их непосредственные обязанности. Кроме того, в рамках Положения обязательно фиксируются порядок формирования такой комиссии, цели и задачи создания такой комиссии, права и обязанности, которыми наделяются члены таких комиссий, а также права и обязанности председателя такой комиссии, регламент работы самой комиссии. Кроме того, именно в таком Положении фиксируется порядок, в соответствии с которым проводятся заседания закупочной комиссии.
Функции и порядок работы Осуществление деятельности закупочной комиссии независимо от того, о какой именно закупочной комиссии идет речь, регламентируется положениями статьи 39 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок». Отдельно порядок работы и основные функции закупочной комиссии фиксируются в Положении о такой комиссии в виде специального раздела.

В качестве основных функций той или иной комиссии выделяются:

  • формирование и публикация закупочной документации для объявления начала подачи заявок на ту или иную закупочную процедуру;
  • предоставление закупочной документации для ознакомления всеми потенциальными участниками такой закупки;
  • работа со специальными запросами на разъяснение положений той или иной документации по проводимым закупкам;
  • открытие доступа к поданным заявкам независимо от того, о каком именно виде подачи таких заявок идет речь;
  • рассмотрение таких заявок и их оценка, а также проверка на соответствие предъявленным требованиям с точки зрения закупочной документации и действующего законодательства;
  • ведение аудиозаписи, а также при необходимости видеозаписи процессов вскрытия конвертов, а также рассмотрения всех поданных заявок;
  • определение победителя проведенной процедуры и фиксация всех этапов проведения той или иной закупочной процедуры в виде специально оформляемых протоколов;
  • уведомление участника закупочной процедуры о результатах такой процедуры;
  • подписание итогового протокола по результатам рассмотрения той или иной закупочной процедуры, а также направление проекта контракта победителю закупочной процедуры.

Кроме непосредственных функций, направленных на обеспечение процедуры заключения контракта, в обязанности закупочной комиссии входит также и хранение всех подписанных протоколов, отражающих этапы проведения закупочных процедур, а также актов, отражающих несоответствие того или иного участника закупки установленным требованиям.

Итоговые документы Итоговыми, или генерируемыми, документами всех видов закупочных процедур, в том числе по закупкам у единственного поставщика, является протокол, который подписывается на каждом этапе независимо от того, какая именно закупочная комиссия работает. В протоколе отражается вся необходимая информация, которая предусмотрена конкретным этапом, а итоговое решение заверяется подписями всех членов комиссии, которые принимали участие в заседании. Если кто-то из членов комиссии не согласен с вынесенным решением, оно должно быть зафиксировано в виде специального приложения к такому протоколу, а также заверено подписью того члена комиссии, который высказал свое мнение, а также председателя комиссии как уполномоченного должностного лица за вынесение того или иного решения. Каждый подписанный протокол независимо от его содержания должен храниться не менее одного года с момента подписания и его регистрации.
Меры ответственности за нарушение действующего законодательства Нарушение действующего законодательства в части функционирования закупочных комиссий наказывается штрафными санкциями на тех должностных лиц, которые нарушили нормы действующего законодательства, в частности, положения статьи части 2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях. В случае если было выявлено нарушение положений данной статьи КоАП РФ, то судом по требованию уполномоченного органа может быть назначен штраф, размер которого находится в диапазоне от пяти до тридцати тысяч рублей, но не менее одного процента от начальной максимальной цены контракта, при заключении которого было допущено, а потом выявлено соответствующее нарушение.
Еще по теме  Как посчитать квадратуру дома: несколько способов в зависимости от особенностей помещений

Создание единой комиссии

Для всех конкурентных заказов необходим совещательный закупочный орган, принимающий итоговые решения. Единая комиссия по закупкам создается в тех процедурах, которые не требуют особых знаний и специфических навыков по предмету закупки.

Правила создания единого закупочного органа просты и не зависят от вида государственного заказа:

  • в составе — минимум пять человек (три — для запроса котировок);
  • все действия и функционал сотрудников регламентируются распорядительными документами (приказы);
  • структура и уровень подготовки членов соответствуют законодательным нормам;
  • замена члена комиссии допускается только по решению заказчика;
  • дополнительные указания по работе отражаются в приказах или положениях.

Орган для отдельных заказов — это необязательное условие. Особый совет требуется только в конкретных случаях. Аукционная, конкурсная или котировочная комиссия формируется заказчиком, когда предмет закупки специфичен. Это значит, что от членов совещательного органа требуются особые знания, экспертные мнения и профильные навыки.

Правила создания аналогичны. Руководитель издает приказ, назначает членов, определяет их функционал. Все работники знакомятся с распоряжением и ставят подписи, подтверждающие их согласие. Заказчик обязан соблюдать условия о численности и квалификации. При необходимости формируется положение о работе аукционной, конкурсной и котировочной закупочной группы.

Экспертная комиссия

Для того чтобы принять результаты исполненного контракта, заказчик обязан создать специальную приемочную комиссию. Нередко такая комиссия выполняет одновременно роль экспертной комиссии. Если речь идет только об экспертной комиссии, то ее создание подпадает под действие части 3 статьи 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок».

В состав такой комиссии должны входить лица, которые по роду своей деятельности постоянно взаимодействуют с объектом закупки либо имеют специальное или профильное образование. В состав комиссии должны входить не менее пяти человек, а также председатель такой комиссии. Формирование комиссии происходит на основании специального приказа, который должен быть издан до момента проведения процедуры принятия контракта.

Ответственность за составление такого приказа чаще всего возлагается на контрактного управляющего или на уполномоченного сотрудника контрактной службы, а подписание такого приказа происходит только руководителем заказчика или специально уполномоченным на то лицом.

Действие экспертной комиссии осуществляется в соответствии со специально созданным Положением, которое должно быть утверждено также, как и состав комиссии, до момента начала приемочных мероприятий по тому или иному контракту.

Еще по теме  Бланк срочного трудового договора в формате doc - скачать бланк

В состав экспертной комиссии не имеют права входить сотрудники контрактной службы, а также все те лица, которые каким-либо образом могут быть заинтересованы в принятии результатов по исполненному контракту.

В качестве основных полномочий экспертной комиссии следует рассматривать:

  • проведение анализа предоставленных образцов и материалов, свидетельствующих о полном исполнении контракта;
  • проверка и принятие решения о соответствии предоставленных образцов исполнения контракта установленным требованиям в документации о закупке, а также требованиям действующего законодательства в сфере закупок для удовлетворения государственных и муниципальных нужд;
  • составление итогового документа о результатах приемки контракта и подписание протокола о таких результатах.

Председателю экспертной комиссии дается право, кроме всего прочего, ведения заседаний таких экспертных комиссий. Кроме того, именно председатель подписывает итоговый протокол, а также в случае, если по каким-то причинам кто-то из членов комиссии не согласен с общим решением экспертной комиссии, то и зафиксированное мнение такого члена комиссии.

Все проводимые заседания экспертной комиссии должны быть оформлены в виде специальных протоколов, в которых отражается каждый шаг экспертной комиссии и ее отдельных членов. Такие протоколы ведутся специально назначенным секретарем (коим может являться контрактный управляющий или сотрудник контрактной службы).

На этого же сотрудника ложится обязанность обеспечивать сохранность составленных протоколов в течение не менее одного года с момента его подписания и официального опубликования в Единой информационной системе в рамках реестра контракта (как документа, подтверждающего исполнение или расторжение контракта ввиду несоответствия результатов исполнения контракта заявленным требованиям).

Итоговое заседание, на котором принимается решение о том, следует ли рассматривать тот или иной результат исполнения контракта в качестве действительного, оформляется не протоколом, а заключением экспертной комиссии. В рамках такого заключения отображается вся информация, которая была получена экспертной комиссией по результатам исследования товаров, услуг или работ, которые предусмотрены в качестве итогов по выполнению контракта.