Смешанные браки в татарстане: отношение к союзу между татаркойтатарином и иностранцем

Смешанный брак – хорошо или плохо?

Смешанный брак – хорошо или плохо? Кем вырастет ребенок, если его родители разных национальностей? Будет ли он знать оба языка или выберет один? О плюсах и минусах браков между представителями разных культурных систем говорили на очередном заседании мусульманского дискуссионного клуба в стенах Духовного управления мусульман РТ.В качестве эксперта выступил муфтий Татарстана, председатель ДУМ РТ Камиль хазрат Самигуллин.

Для Российской Федерации, на территории которой проживают представители 197 национальностей, тема смешанных браков как нельзя актуальна.

В ходе дискуссии ребята попытались прочувствовать, понять те причины, которые движут молодыми людьми при заключении такого союза, и соотнести это с нормами ислама.

Дискуссия была построена вокруг двух моментов – брак между представителями разных национальностей, но исповедующих ислам, и брак между представителями разных верований.

— С одной стороны, Всевышний не запрещал такие браки. Но у каждого свои традиции, обычаи, свой язык. На почве этого могут возникнуть серьезные проблемы, – отметил один из участников. – В связи с этим было бы интересно услышать мнение хазрата по этому поводу.

Говоря о положительных аспектах межнационального брака между мусульманами, один из участников дискуссии Альмир Хабибуллин отметил, что создание такой семьи способствует межнациональному диалогу.

— Мы находим подтверждение этому в суре Корана. «О люди! Мы сотворили вас равными от одного мужчины и одной женщины – Адама и Хаввы – и, размножив вас, сделали многими народами и разными племенами, чтобы вы знали друг друга и сотрудничали друг с другом».

Смешанные браки в татарстане: отношение к союзу между татаркойтатарином и иностранцем

Таким образом, оба супруга начинают познавать традиции, культуру, язык друг друга. Отсюда вытекает и межрелигиозный диалог, ведь каждая национальность имеет свои особенности вероисповедания, свои традиции.

К тому же, если один из супругов по национальности араб, то возникает возможность переехать в исламскую страну, что значительно облегчит мусульманской семье жизнь.

Последний аргумент вызвал небольшой спор среди молодой татарстанской уммы. Да, безусловно, живя в исламской стране, среди тех, кто ведет такой же образ жизни и следует предписаниям Корана, легко. Но, соответственно, и бараката будет меньше.

«Не нужно искать легких путей». Ведь живя в государстве, где ислам не имеет столь широкого распространения, ты можешь больше сделать для мусульманской уммы определенной страны.

Облегчить себе жизненный путь не есть верный способ заслужить довольство Всевышнего.

— Там, где мусульман мало, можно открыть медресе, обучать детей, распространять соответствующую литературу, принести больше пользы.

Смешанные браки в татарстане: отношение к союзу между татаркойтатарином и иностранцем

Еще одним немало важным отрицательным последствием межнационального брака является сложный выбор между языком. Как правило, родной язык супруги теряется, забывается.

Отсюда мы имеем нынешнюю ситуацию (на примере татарской национальности) – потеря языка, забвение культуры, отказ от традиций в пользу национальности мужа.

А когда в такой семье появляется ребенок, то остро встает вопрос, на каком языке говорить с малышом, в какую культуру его окунать в первую очередь. Здесь уже будет зависеть от того, кто в семье имеет больший вес.

— Эта проблема лежит в каждом из нас. Если я патриот своего народа, своей культуры, то я буду прививать это своему ребенку, – заверила одна из участниц. – В межнациональной семье дети получат мировоззрение сразу двух народностей и смогут чувствовать себя среди них как рыба в воде.

В этом вопросе аудитория разделилась на две половины, вторая из которых считала, что ребенок, воспитанный в межнациональной семье, учиться уважать культуру и традиции другого народа, получает всестороннее нравственное воспитание.

Об этом говорил и молодой человек по имени Муслим, являвший собой пример такого брака: отец по национальности татарин, мама – турчанка, а сам проживал в Казахстане.

Как отметил участник дискуссии, никаких проблем с языками родителей проблем не возникло – прекрасно владеет и татарским, и турецким, и русским.

Говоря о межрелигиозных браках, когда жена принимает веру мужа, встает вопрос, действительно ли она меняет свое мировоззрение или просто произносит шахаду.

Возвращаясь к не столь далеким временам Советского Союза, когда была дружба народов и брачные союзы между представителями различных народностей только приветствовались, стоит отметить, что в те времена количество смешанных браков (когда один из супругов русский) не превышало 5-10%, причем обычно это были семьи русские-белорусы, русские-украинцы.

— Ответ на любой вопрос мы с вами можем найти в Коране, – напомнил муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин. – Вспомним, что пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) долгое время жил с Хадиджей, которая была старше его на 15 лет.

Все его последующие браки были уже после нее и имели определенные цели. За всю жизнь у него было 14 жен. Причем одна из них была иудейка, что говорит о дозволенности такого брака. Сегодня уже вспоминали аят Корана, говорящий о нашем многообразии.

Аллах создал нас для того, чтобы мы смешались и исчезли? Нет, чтобы мы познавали друг друга. Значит, язык – это тоже очень важно.

Смешанные браки в Татарстане: отношение к союзу между татаркойтатарином и иностранцем

Это подтверждается словами о необходимости любви к арабам, так как Коран написан на арабском языке и язык, на котором будут говорить в раю, – тоже арабский. То есть сохранять язык важно и нужно.

Камиль хазрат подчеркнул, что выбор основывается на том, важна ли для тебя твоя кровь, переживаешь ли ты за свой язык и культуру.

— Тут важно, что будет в семье: патриархат или матриархат. Если женщина возьмет все в свои руки и она татарка, то семья будет татарская. Если жена русская, а муж татарин и он стоит во главе, то семья тоже будет татарская.

В ходе дискуссии возник спор о том, каким должен быть настоящим мужчина в понимании женщины. Председатель ДУМ РТ обратил внимание женской половины аудитории на то, что их будущий муж должен именно выстаивать намаз, а не «отстукивать»; никогда не забывать об Аллахе.

— Девушка должна понимать, что мужчину нельзя ломать. Это же не вампиризм, чтобы обратить мужа в свою национальность. Не зря же говорят, что мужчина – это голова, а женщина – шея. Я это говорю к тому, что если девушка выходит за мужчину другой нации, то все-таки этим стоит пожертвовать, ведь национальность от мужчины идет.

На женщине женятся по четырем причинам: из-за ее красоты, из-за ее имущества, из-за родословной и из-за ее религии.

— Вам нужно выбирать ту, которая более религиозна. Красота пройдет, богатство сделает рабом, от родословной тоже нет проку.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Отношение к смешанным бракам в Татарстане

Больше всего межнациональных браков заключается в крупных городах – Казани и Набережных Челнах, в сельской местности это редкость – там и традиции ценятся больше, и деревни в основном или татарские, или русские, смешанных мало.

Проведенные опросы свидетельствуют, что среди молодежи отношение к смешанным бракам скорее лояльное: для большинства национальность супруга не имеет значения, особенно если язык общий, некоторые готовы принять веру супруга.

Пожилые татары относятся к смешанным бракам настороженно: их смущают различия культур и менталитета, они опасаются потери своей веры и традиций, считают, что дети в таких браках уже не чистокровные татары.

Зачастую именно родственники выступают против заключения брака, и тут уж многое зависит от решения и чувств влюбленных: готовы ли они быть вместе, несмотря на неодобрение родных, или всё-таки имеет смысл расстаться и искать кого-то «своего».

Среди смешанных браков разводов меньше, чем среди мононациональных: молодожены более ответственно подходят к этому шагу, совместно принимают взвешенное решение.

Смешанные браки 100 лет назад: женитьба «вслепую», сословно-национальные противоречия и советская ассимиляция

Как татары относились к межконфессиональным бракам 100 лет назад. Часть 2

Историк, колумнист «Реального времени» Лилия Габдрафикова продолжает знакомить наших читателей с таким явлением, как межконфессиональные браки, заключавшиеся перед революцией. В сегодняшней колонке, написанной в продолжение предыдущей публикации, она рассказывает о причинах такого необычного выбора татарских женихов и об изменении ситуации в первые годы советской власти.

Смешанные браки в Татарстане: отношение к союзу между татаркойтатарином и иностранцем

Вопрос о связи мусульман с русскими девушками поднимался неоднократно и в татарской прессе. Проблема обсуждалась в 1906 году на страницах газет «Вакыт», «Баянель-хак», «Казан мохбире». В «Вакыте» под псевдонимом Дэрвиш афэнде публиковался писатель и богослов Ризаэтдин Фахретдин, он был обеспокоен тем, что образованные татарские юноши выбирают себе в жен девушек другой веры.

Еще по теме  Какую квартиру купить для сдачи в аренду

«В результате дети в их семьях воспитываются в русском, польском и еврейском духе. Для того чтобы не допустить это, необходимо повышать образовательный уровень татарок», — считал Фахретдин.

По мнению купца Ахметзяна Сайдашева, издателя газеты «Баянель-хак», женитьба татар на русских женщинах ничем не грозила, а наоборот, могла способствовать дальнейшему распространению ислама. Совместная учеба русских и татарских девушек представлялась Сайдашеву большей опасностью. Он считал, что это может привести к падению религиозно-нравственных устоев мусульманок.

Продолжением темы стала статья Гафура Кулахметова «Мусульманские юноши и русские девушки» в газете «Казан мохбире». Автор не поддерживал ни Фахретдина, ни Сайдашева. Основная же мысль в статье Г. Кулахметова сводилась к тому, что среди татар мало равных браков, в первую очередь, по интеллектуальному развитию супругов.

На этом настаивал чуть позже и другой автор.

Смешанные браки в Татарстане: отношение к союзу между татаркойтатарином и иностранцем

Габделбари Баттал в статье, опубликованной в 1909 году в газете «Вакыт», писал о том, что после революции 1905 года увеличилось число смешанных браков между татарскими юношами и русскими девушками, а также польками, француженками, еврейками. Для противостояния этому явлению он предлагал организовать достойное образование и для татарок, которое было бы не хуже, чем у юношей.

Невеста и жених часто виделись впервые только на церемонии мусульманского бракосочетания — никахе, а порой и после него. Ситуация немного изменилась, когда появилась фотография.

Молодым людям, особенно девушкам, иногда показывали портрет потенциального супруга. В некоторых случаях это могло повлиять и на принятие семьей окончательного решения о браке.

Условия и порядок заключения брака

Порядок заключения брака в Татарстане определяется Семейным Кодексом РФ.

Однако для регистрации брака с иностранцем требуется так называемое свидетельство брачной правоспособности – документ, подтверждающий, что у иностранного гражданина нет препятствий для заключения брака.

По статистике, чаще всего заключаются браки с гражданами Узбекистана и Турции, причем большинство иностранцев – женихи, иноземные невесты встречаются реже. Для заключения брака пара должна подать в ЗАГС совместное заявление и пакет документов.

Смешанные браки в Татарстане: отношение к союзу между татаркойтатарином и иностранцем

Татары могут заключить брак, представив только паспорт. Если житель Татарстана уже состоял в браке, ему также необходимо предъявить документ о прекращении предыдущего брака (например, свидетельство о разводе, свидетельство о смерти супруга).

Иностранцам для регистрации брака на территории Татарстана также, как и татарам, требуется предоставить паспорт и (для ранее состоявших в браке) документ о прекращении предыдущего брака.

Помимо этого, иностранцу требуется справка о том, что он не имеет препятствий для заключения брака.

Нужен документ, согласно которому иностранный гражданин может находиться на территории Татарстана, при этом срок действия этого документа не может завершаться ранее дня, следующего за днем регистрации брака.

Все документы должны быть переведены на русский язык (верность перевода заверяется нотариусом) и легализованы (на каждом нужно проставить специальную отметку – апостиль).

Если иностранец знает русский язык, нужно подтвердить это документально, иначе его подпись в заявлении должна быть нотариально удостоверена.

Официальная регистрация брака возможна только после подачи совместного заявления будущих молодоженов в ЗАГС, причем сегодня его можно подать как лично, так и через портал госуслуг.

На раздумья и подготовку к церемонии дается 32 дня. Для регистрации брака требуется личное присутствие жениха и невесты, а также их добровольное обоюдное согласие.

В случае если один из вступающих в брак не говорит по-русски, на церемонии должен присутствовать переводчик (обязательно специалист с дипломом, который нужно будет предъявить сотруднику ЗАГСа).

Традиционно регистрация проводится в ЗАГСе, но может быть и выездной. Например, в Казани церемонию разрешено проводить в музее-заповеднике «Казанский Кремль», Казанской Ратуше и даже на лужайке перед Центром семьи «Казан».

Церемония

По желанию молодоженов гражданская церемония заключения брака может быть проведена просто или торжественно.

Так как регистрация брака – это в первую очередь юридическая процедура, то при проведении любой церемонии сотрудник ЗАГСа обязан удостоверить личности брачующихся, уточнить, что оба они желают вступить в брак добровольно, и составить актовую запись о браке, под которой жених и невеста оставляют свои подписи.

Смешанные браки в Татарстане: отношение к союзу между татаркойтатарином и иностранцем

Параллельно в паспортах молодоженов ставятся штампы (и в паспорте иностранного гражданина тоже). В случае торжественной церемонии сотрудник ЗАГСа произносит поздравительную речь, звучит музыка (причем не обязательно Мендельсон, молодожены могут выбрать свою), происходит обмен кольцами, молодожены получают свидетельство о браке, принимают поздравления родных и гостей.

Россиянки все чаще выбирают в мужья мусульман

311208Старший научный сотрудник Института Психологии РАН (Москва) Ольга Маховская говорит: С 1998 года я занимаюсь темой международных браков…Сейчас наибольшей популярностью пользуются межнациональные браки, заключенные между православными и мусульманами. За последние годы в Москве сильно возросла численность Азербайджанской диаспоры и как следствие, стало больше браков, заключаемых с гражданами этой страны.

Для них характерны высокий авторитет мужчины, только в православном варианте он более формален.

Первый совместный видеомост между студией РИА «Новости» (Москва) и ИА «Татар-информ» (Казань) был посвящен теме межнациональных браков и отношению россиян к этому вопросу.

Гости студий – начальник Управления ЗАГС Кабинета Министров Татарстана Эльмира Зарипова, председатель Союза мусульманок РТ Наиля ханум Зиганшина, старший научный сотрудник Института психологии РАН (Москва) Ольга Маховская.

и модераторы видеомоста – руководитель пресс-клуба «Восток» (РИА «Новости») Радик Амиров и заместитель генерального директора ИА «Татар-информ» Ляйсан Абдуллина — пытались разобраться в плюсах и минусах межнациональных браков. Противников таких браков достаточно много, но, тем не менее, в Татарстане каждый пятый заключенный брак – межнациональный.

Как утверждает статистика, межнациональные браки в два раза крепче моноэтнических союзов – лишь каждый четвертый подобный союз заканчивается разводом.

Ольга, хотелось бы ознакомиться с вашей позицией по межнациональным бракам.

О.М.: С 1998 года я занимаюсь темой международных браков. В то время в России выйти замуж за иностранца считалось способом спасти жизнь себе и своим детям. Тогда лидировали браки с западноевропейскими и американскими мужчинами по экономическим причинам.

Кроме того, много семейных союзов заключается между россиянами и гражданами Турции, Сирии – мы видим, что эти браки, по сравнению с западными, более устойчивые. Основная причина – культурологическая, потому что модели мусульманской и православной семей очень схожи.

Конечно, свой вклад вносит и общее советское прошлое – образование, общий язык, установки на жизнь помогают удерживать межнациональные браки. Реальный вес мужчины в семье – это то, чего не хватает сегодняшней россиянке, и что она может найти в муже-мусульманине – устойчивость, стабильность, готовность со стороны мужчины принять на себя ответственность за жену и детей.

Расскажите, какие межнациональные браки наиболее популярны именно в Татарстане.

Смешанные браки в Татарстане: отношение к союзу между татаркойтатарином и иностранцем

Э.З.: Сразу хочу оговориться – четкой статистике по вопросу межнациональных браков, нет.

Графа «национальность» была исключена из паспортов в 1997 году, и заполняется только по собственному желанию людей, вступающих в брак или расторгающих семейный союз.

Поэтому все приводимые цифры базируются на данных, когда люди по собственному желанию указали свою национальность. Тем не менее, мы полагаем, что выборка достаточная, чтобы характеризовать тренд, который наблюдается в семейно-брачной демографии.

Для Республики Татарстан характерны межнациональные браки между основными этносами – русскими и татарами. Конечно, есть союзы, заключаемые между татарами и марийцами, татарами и удмуртами, удмуртами и марийцами, русскими и татарами, русскими и мордвой, русскими и чувашами. За последние два года актуальность приобретают и браки, заключаемые с выходцами из стран СНГ.

Пик браков, заключаемых в Татарстане с иностранцами, пришелся на 2007 год – было зарегистрировано 850 таких союзов.

И как показывает статистика, растет динамика разводов в браках, заключенных с лицами других государств.

Какова динамика браков и разводов в республике?

Э.З.: В Татарстане ежегодно заключается около 30 тысяч браков и регистрируется 15 тысяч разводов – то есть каждый второй союз завершается разрывом. Практически каждый пятый брак, заключаемый в республике (21-23 процента) – межнациональный союз.

Бытует мнение, что межнациональный брак не очень крепок, но статистика показывает обратное. По межнациональным разводам с 24 процентов в 2001 году мы дошли до 11 процентов в прошлом.

Смешанные браки в Татарстане: отношение к союзу между татаркойтатарином и иностранцем

В целом отрадно отметить, что если до 2008 года в Татарстане наблюдался рост числа разводов – на 1-2 процента ежегодно, то в прошлом году мы увидели снижение на 6 процентов.

Как Союз мусульманок Татарстана помогает сохранять браки?

Н.З.: При нашей общественной организации функционирует Центр создания семьи. К нам обращаются женщины и мужчины разных возрастов, которым мы помогаем в создании семьи. К нам приходят люди разных национальностей – все со своими собственными пожеланиями, требованиями.

Мы также стараемся не только помогать создавать семьи, но и сохранять их. В тот момент, когда в семье только начинаются конфликты, мы с ними работаем, чтобы дело не дошло до разводов – пока не подано заявление, им оказывается психологическая помощь. В день мы общаемся с несколькими такими семьями. Из трех приходящих пар хотя бы одной удается помочь – это очень отрадно.

Еще по теме  Номиналы денежных купюр России, защита банкнот

К вам приходят не только мусульманские семьи, но и смешанные союзы?

Н.З.: Когда речь идет о семье, мы не видим никаких различий. Семья – это святое для нас, ее сохранение – наша задача, с которой мы с удовольствием хотим справиться.

Каковы результаты исследования причин разводов в Татарстане?

Э.З.: Мы взяли выборку в 1200 пар. На первом месте (40 процентов) – психологические конфликты, непонимание среди супругов. 30 процентов респондентов назвали материальные трудности и стесненные жизненные условия. На третье место вышла супружеская неверность, измена.

Смешанные браки в Татарстане: отношение к союзу между татаркойтатарином и иностранцем

Мы посмотрели распределение основным причин разводов в разрезе моно- и межэтнических пар. Три основные причины во всех видах браков имеют место быть.

Есть ли данные о том, кто инициирует разводы?

О.М.: По всему миру данные говорят о том, что в 80 процентах это женщина.

Почему обществом не всегда принимаются межконфессиональные и межнациональные браки?

О.М.: Понятно, что это связано с высоким уровнем ксенофобии в обществе. Кроме того, международные браки имеют дурную репутацию. Причем в Татарстане ситуация радикальным образом отличается. Это отдельный вопрос, почему в республике такая благополучная картина и динамика…

В целом после межнациональных браков остаются скандальные разводы, истории с похищением и даже гибелью детей. Я считают своим долгом предупредить, что международные браки, заключенные через Интернет – большая авантюра. Они, как правило, заканчиваются очень плохо и абсолютно бесперспективны.

Смешанные браки в Татарстане: отношение к союзу между татаркойтатарином и иностранцем

Если говорить о неприятии многими россиянами межнациональных браков, то в московском регионе это связано с предвзятым отношением к приезжим. У москвича есть комплекс, что у него хотят отнять его квадратные метры.

Что происходит с рождаемостью в Татарстане?

Э.З.: С 2007 года в республике наблюдается рост регистрации рождения детей – на 5 процентов в год. В 2009 году было зарегистрировано 47 тысяч новорожденных детей против 44 тысяч год назад. Мы полагаем, что столь положительная динамика связана с мерами социальной поддержки, оказываемыми государством – в частности, появлением так называемого «материнского капитала».

Любопытно, что в 2007 году 64 процента детей были первенцами. Сегодня доля первенцев снизилась до 54 процентов за счет увеличения рождений вторых, третьих и четвертых детей в семье. В советские времена четвертые дети составляли около 2 процента от общего количества новорожденных, а сегодня мы дошли до показателя в 3 процента.

Как воспитывают детей в межнациональных семьях? Какую религию они выбирают чаще – матери или отца?

Н.З.: Родители обычно никогда не принуждают маленького человека принять ту или иную веру – выбор отдается на откуп ребенку, когда он подрастет и сам сможет принять это решение.

По моим наблюдениям, ребенок предпочитают веру того родителя, с чьей стороны его больше любят – бабушки, дедушки, другие родственники. Ребенок предпочитает тех родственников, которые ему ближе душевно и в дальнейшем он выбирает это направление.

О.М.: Дети с самого рождения чувствуют, где им теплее и лучше. Они обычно полагаются на свою интуицию. Если только не брать ситуацию, когда родитель давит своим авторитетом. Вот недавняя ситуация с Орбакайте и Байсаровым – белобрысый мальчик с иностранным именем Дени посещал мечеть. Это выглядит абсурдом, который, наверное, возможен в шоу-бизнесе.

Смешанные браки в Татарстане: отношение к союзу между татаркойтатарином и иностранцем

Если супруги в межнациональном браке вместе, то вопрос выбора веры ребенком не драматичен. Вот в случае развода, борьбы за детей, ситуация довольно коварная. Так что не нужно недооценивать сложности межэтнических браков.

Есть такой казус – когда люди встречаются, то на первом месте для них симпатия, а разобщенность культур может быть даже на десятом. А вот когда начинаются конфликты, этот этнический фактор и вылезает.

Как часто в межнациональных браках бывают случаи перехода в веру своего избранника?

Н.З.: Такие ситуации возникают довольно часто.

О.М.: С точки зрения психологов, если супруги приходят к одной вере – это благоприятный признак. Но я бы не преувеличивала значение моноконфессиональности в браке. Семья живет у себя дома, а не в храме.

Татарские свадебные традиции

Современные татарские свадьбы основаны на мусульманских традициях. Проведенные среди молодых татар (22-27 лет) опросы показали, что подавляющее большинство положительно относится к татарским свадебным традициям. Единственное, от чего будущие молодожены хотели бы отказаться, так это от совместного проживания с родителями.

Как правило, свадьбы проводятся по похожему сценарию: сватовство, помолвка, выкуп, никах, регистрация брака в ЗАГС и, наконец, сама свадьба – туй:

  • сватовство. Татары часто женятся по сватовству, иногда даже приглашая специальных свах. Родители жениха встречаются с родителями невесты, договариваются о выкупе, сроках свадьбы, обмениваются подарками. Если родители договорились, то происходит помолвка, часто в этот же день подают заявление в ЗАГС,
  • выкуп (калым). По традиции выкуп за невесту платится до свадьбы, дары оговариваются заранее, при сговоре родителей. Как правило, в калым входят деньги, золотые украшения, посуда, одежда,
  • никах. Если в брак вступают мусульмане, то обязательно совершается религиозный свадебный обряд никах – по правилам, до этого жених и невеста не могут даже оставаться наедине. В мечети или в доме у невесты мулла читает Коран, молитвы и наставления. Обряд совершается при свидетелях (обязательно мусульманах). После проведения никаха проходит регистрация брака в ЗАГСе,
  • туй. Свадебный пир у татар продолжается несколько дней и проводится в разных домах. Сначала празднуют у родителей невесты. На стол выставляют традиционные татарские блюда: бэлиш или плов, губадию, чак-чак (как правило, готовится стороной невесты), обязательно жарят гусей. Праздник проходит весело, с совместно выбранным тамадой, шутками, конкурсами. Подружки невесты устраивают для жениха шуточные испытания.

Интересен обряд «ласкания» – невеста садится спиной к гостям и поет грустные песни о женской доле и покорности судьбе, а гости и родственники подходят к ней, чтобы утешить и что-нибудь подарить.

Затем жених перевозит невесту в дом родителей, где по традиции ее должны радушно встретить, одарить богатыми подарками, под ноги положить подушки. Невеста же должна одарить новых родственников собственным рукоделием. После переезда невесты свадебное застолье продолжается уже в доме жениха.

Союз креста и полумесяца. Часть 1 — МК Казань

Как достигают согласия в браке супруги разных конфессий и национальностей?

Религию доверили выбирать ребенку

Справка МК Справка «МК»

В Татарстане каждый пятый брак – межнациональный. И такая тенденция сохраняется в республике с начала 90-х. Правда, уточняет начальник Управления ЗАГС РТ Эльмира Зарипова, граждане только по желанию указывают свою национальность при вступлении в брак.

Поэтому можно поверить и неофициальным данным, согласно которым до 30% союзов в Татарстане — смешанные. Эльмира ЗАРИПОВА: «В 2012 году было заключено 6893 межнациональных браков (общее количество браков — 33172). Причем, речь не только о татарах и русских, но и о других народах России.

В 2011 году число смешанных браков составляло 22% от общего количества браков (или 7881). И эти 20-22% сохраняются уже с 90-х годов».

Его бабушка, которая училась в мусульманском заведении и носит платок, немного косо поглядывала сначала, но потом познакомились, все стало хорошо», — рассказывает Дарья. В их семье не справляют религиозные праздники — разве что, как все, могут напечь куличи в Пасху, поздравляют дэуэнику.

Ребенок у них — не крещенный и не мусульманин. Решили, что когда он вырастет, то сам вырастет.

По мнению Дарьи, в больших городах, как Казань или Челны, смешанные браки — нормальное явление.

«А вот в деревнях всё-таки немного сложнее, там традиции ценятся больше. Да и деревни у нас в основном либо русские, либо татарские. Смешанных деревень мало. Если в татарскую деревню привезут русскую жену или приедет русский муж, то там будут на них косо смотреть, да и в плане межкультурных коммуникаций будет сложно привыкнуть. Город же универсален с этой точки зрения», — рассуждает она.

Еще по теме  Когда расторжение брака производится через ЗАГС

Социологические исследования не противоречат такой точке зрения: в сельской местности смешанных браков заключается меньше, чем в городе. Одно из последних крупных исследований в этой области было проведено в 2010 году, тогда анализировался Тетюшский район республики — самый колоритный и многонациональный. В нем проживает 24379 человек: 11632 человека — в городе, 13747 — на селе.

Согласно исследованию «Этно-культурные традиции как основа укрепления семьи на примере Тетюшского района РТ» (авторы: Галиуллина Г.Р., Ильдарханова Ф.А., Галеева Г.И.), русскому человеку не важно, какой национальности его жена или муж. А вот татары в 90% случаев женятся на человеке своей национальности.

В других случаях — выбирают себе только русскую, а с чувашами и мордвинами вовсе не вступают в брак.

Едят свинину втайне от мамы

Исследования показывают: русским все равно, какой национальности вторая половинка, а вот татары в 90 процентах случаев предпочитают видеть супругами только татар.

«Я для них не подхожу. До сих пор не общаемся с родителями. Пытаемся наладить отношения, Тимур меня защищает, встает горой, за что я ему очень благодарна. Но у меня есть опасения, что с возрастом и ему станет важна религия.

Потому что и его мама до 40 лет была обычным человеком, а потом кардинально изменилась. Это остальным членам семьи, ведущим светский образ жизни, очень мешает жить. Им приходится втайне от мамы есть свинину, выпивать. Они так делают, чтобы ее не расстраивать.

Смешанные браки в Татарстане: отношение к союзу между татаркойтатарином и иностранцем

Но с другой стороны, это тоже не жизнь», — считает Ирина.

Влюбленные стараются заранее обговорить будущую жизнь — пришли к согласию, что проведут никах, но без родителей. Обрезание сделают ребенку, только если это не будет наносить вреда его здоровью.

«Очень важно, чтобы он был на моей стороне, чтобы родители не влезали в наши отношения. Я сама атеистка. У Тимура брат женат на русской.

Она в свое время сделала никах, платочек одевает, но тайно носит крестик и прячет его. Я же Тимуру сразу говорю: ты берешь в жены русскую, поэтому не надо права качать и перевоспитывать.

Если берешь замуж меня, то считайся с моей точкой зрения тоже», — говорит Ирина.

А вот мама Руслана Шарафутдинова согласна на любую невестку, лишь бы сын был счастлив. Зато его отец, мусульманин, хочет, чтобы сын нашел жену своей национальности и веры.

Смешанные браки в Татарстане: отношение к союзу между татаркойтатарином и иностранцем

Но оказалось, что чувствам не прикажешь, и молодой человек встречается с русской девушкой Анной уже 4 года. «Чувства всё перекрыли», — говорит Руслан. Этим летом он хочет сделать Анне предложение, и если она согласится, сразу сыграют свадьбу.

У Руслана есть сомнения, скажет ли девушка «да» — она не хочет обидеть свою маму, которая ходит в православный храм.

Да и между влюбленными возникают разногласия — кем будут их дети. Руслан согласен был бы, чтобы они воспитывались «в лояльности двух религий относительно друг к другу», но Анна настаивает на православии. «Мы не набожные. Но каждый из нас хочет чего-нибудь от этого брака.

Без ничего — я согласен», — делится своими сомнениями Руслан, который лояльно относится ко всем религиям: бывает в монастырях, на Крещение купается в проруби, отмечает мусульманские праздники, подчеркивая, что, хотя родители наседали, все же выбрал свою религию самостоятельно.

«Я бы рекомендовал людям жениться на человеке своей религии, будет проще найти общий язык. Просто у нас, несмотря на любовь, ощущаются какие-то разногласия, а это все-равно когда-либо перерастет в ссору. Я не советовал бы своим детям вступать в смешанный брак. Но если они полюбят человека другой национальности, я не буду против, главное — их счастье», — говорит Руслан.

Любовное построение

Однако стоит отметить, что все эти разногласия чаще всего исходят от родственников и родителей и в основном носят формальный характер. И такие случаи сегодня — относительно редки, тогда как лет 30 назад примерно каждый 3-й такой союз заключался при неодобрении родителей, которые опасались, что разные культуры, ментальность приведут к отсутствию взаимопонимания.

Об этом сообщается в исследовании «Феномен межэтнического взаимодействия: опыт постсоветского Татарстана», автором которого является Гузель Столярова. По ее данным, в 1970-1980-е в республике наблюдался скачок числа и доли межнациональных браков — это совпало с началом всесоюзных строек.

В таких условиях заключалось очень много смешанных союзов — их число несопоставимо с сегодняшним.

За последние годы, сказал замруководителя НИЦ «Демографии и семьи» АН РТ Нияз Габдрахманов, отношение общества к смешанным бракам изменилось. Хотя молодые люди, вступая в брак, очень редко обращают внимание на мнение родственников и знакомых, общество стало терпимее к их предпочтениям.

К сожалению, пока это мнение не основано на статистике всего Татарстана, потому что ее попросту нет — скорее, речь идет о тех же крупных городах. В сельских районах ситуация немного иная.

Опять же, по данным анализа Тетюшского района, русским почти не важна национальность второй половинки, как и чувашам, и мордвинам, а вот большинство татар ответило, что считают брак с человеком другой национальности нежелательным.

Приняла веру мужа: «Кто-то должен уступить»

Среди опрошенных «МК» влюбленных и супружеских пар оказалось несколько таких смелых людей, которые готовы принять веру второй половинки. Молодой человек Муса Шарипов ради любви к русской девушке Екатерине, с которой встречается 2 года, готов принять православие. «Планы у нас серьезные. Моя девушка воспитана в верующей, православной семье, она постится. Я люблю ее и ради этого готов на все.

Возможно, я даже смогу принять православие. Потому что я такой человек, для меня важны чувства. Мои родные понимают меня, с мамой недавно говорил об этом, она сказала: лишь бы ты был счастлив. Ее родители — не против, мы общались, но они хотят, чтобы наших детей крестили. Я пока не знаю, но готов. Сам я не религиозный, мусульманские праздники не отмечаю, только светские», — рассказал Муса.

А вот Динара Дряхлова из Набережных Челнов приняла веру своего мужа, кстати, тоже православие. С Денисом они женаты уже пять лет, у них два сына — Саша и Андрей. Их дети — крещеные, они обязательно отмечают православные праздники, ходят в храм. По мнению Динары, каждый человек сам решает, следовать ли ему своему счастью или традициям.

«Кто-то строго идет вслед за традициями, а кому-то важнее быть рядом с любимым человеком. Я не была глубокой мусульманкой, не посещала мечеть, не читала намаз и Коран. Родственников своих татар всегда поздравляю с мусульманскими праздниками, а в семье мы их не отмечаем.

Родители хорошо отнеслись к моему решению, потому что если я уже замужем за русским, то естественно, что кто-то должен кому-то уступить. Иначе семья не получится», — рассуждает Динара. 

Окончание следует. 

Развод в Татарстане с иностранцем

Смешанные браки в Татарстане: отношение к союзу между татаркойтатарином и иностранцем

По статистике, в Татарстане высок процент разводов: распадаются более 40% браков, а среди молодежи 23-35 лет этот показатель еще выше: более 60% браков распадаются, не просуществовав и десятилетия.

Чаще всего причиной развода называют сложное финансовое положение. При этом сокращается число новых заключенных браков.

В РТ развод с иностранцем производится по российскому законодательству. Если оба супруга проживают на территории Татарстана, то они могут развестись или через органы ЗАГС, или через суд.

В случае, когда в РТ проживает только один супруг, а второй – иностранец – в России не проживает, действуют те же нормы и правила:

  • если супруг-иностранец согласен на развод, и пара не имеет общих несовершеннолетних детей, то он может выслать второму супругу нотариально заверенное заявление о расторжении брака, с этим заявлением можно идти в ЗАГС,
  • если же супруг-иностранец не хочет разводиться или у пары есть дети, россиянину необходимо подать в суд исковое заявление о расторжении брака.

Суды Татарстана рассматривают дела о разводе, если один из супругов является гражданином РФ, так что иностранный гражданин также может обратиться в российский суд с заявлением о разводе, если супруг-россиянин проживает на территории РФ. Для расторжения брака с иностранцем каких-то особых документов не требуется.

Таким образом, заключение смешанных браков в Татарстане мало чем отличается от мононациональных. В любом случае, главное – желание договариваться и быть вместе.